Между небом и землей. Конструкции автогидроподъемников

Автогидроподъемники, в отличие от самоходных подъемников, наилучшим образом приспособлены для кратковременной работы на рассредоточенных объектах. Они обеспечивают мобильность, гибкость и универсальность при работах на высоте.



Их основное назначение — поднимать людей для проведения ремонтных или иных работ на высоте. Такие устройства нашли широкое применение в различных областях: при возведении и обслуживании ЛЭП, линий связи, в коммунальном хозяйстве и строительстве, при проведении аварийно-спасательных работ, обслуживании ветропарков и т.д.

Основные характеристики: максимальная рабочая высота и вылет, тип стрелы, грузоподъемность, размеры опорного контура, наличие дополнительного оборудования.


Классификация

Среди отечественных подъемников наибольшее распространение получили модели с высотой подъема 18-28 м.

Самые мощные подъемники АПТ-50 и АКП-54 (производства «Пожтехника») имеют высоту 50 и 54 м, соответственно. Хотя в рамках конверсии волгоградский завод «Баррикады» разработал два интересных проекта телескопических подъемников на шасси МАЗ-7908: 70-метрового АП-70 с вылетом до 68 м и 47-метрового ПГА-47 с вылетом до 45 м. К сожалению, они так и остались невостребованными.


Питерский ПСС-121.30 — самый мощный отечественный коленчатый подъемник



Мировой рекордсмен Bronto Skylift F112HLA на шасси Mercedes-Benz Actros 7660 (14x8): высота 112 м, вылет 33 м



Корейский 75-метровый «телескоп» Horyong Sky 750N. На мощных подъемниках все чаще ставят кабину оператора



Согласно терминологии ГОСТ Р 52045-2003, выделяют шарнирно-сочлененные (коленчатые), телескопические и комбинированные (рычажно-телескопические) подъемники. Более узкий круг задач продолжают выполнять прародители АКП — автовышки вертикального подъема.

Коленчатые подъемники — это классика жанра. Правда, за рубежом они, за редким исключением, уже стали историей. У нас же эти простые и относительно дешевые конструкции по-прежнему привлекают эксплуатационников. Выпускаются двухзвенные модели высотой 12, 18 и 22 м, двухзвенные с гуськом — дополнительным коротким звеном — 25, 28 и 30 м, трехзвенные высотой 28 м. Главные минусы: большая габаритная длина в транспортном положении (до 12-14 м), необходимое дополнительное пространство на рабочей площадке для поворота «колена» как по ширине, так и по высоте.

Телескопические подъемники лишены части недостатков коленчатых — имеют меньшую габаритную длину при большей рабочей (до 112 м). Существенным минусом одиночной телескопической стрелы можно считать неспособность работать через «стенку», однако применение гуська несколько исправляет ситуацию. Европейские производители выпускают подъемники с одиночной телескопической стрелой в диапазоне высот 12-26 м, в варианте с гуськом — 17-33 м. Но наибольшее распространение получила двойная телескопическая стрела, когда оба телескопических шарнирно-связанных звена расположены рядом друг с другом. Эта схема используется на подъемниках 13-27 м, и такая же, только с гуськом, — на подъемниках 26-112 м. Благодаря телескопической верхней стреле и гуську, люлька имеет возможность опускаться до 5-8 м, а в отдельных случаях — до 10-12 м ниже уровня стоянки. Другие типы подъемников, за редким исключением, такой возможности не имеют.


Дважды комбинированный АГП-20-3 из Могилева: коленчато-телескопическая стрела и гидромеханическая система стабилизации люльки



CKZ LP-34 c двумя двойными параллелограммными механизмами — это уже экзотика



Мечта электромонтажника от Altec. Стрела со вставками из композитного материала обеспечивает электроизоляцию



Многообразие конструкций комбинированных подъемников способствует выбору оптимального варианта. Расширить рабочую зону коленчатой схемы позволяет телескопическое звено, оно может иметь как верхнее, так и нижнее расположение. Подъемники 14-34 м часто выполнены в рычажно-телескопическом исполнении: нижний одиночный или двойной параллелограммный механизм и телескопическое верхнее звено. Если сюда добавить еще и гусек, получится очень гибкая и компактная система.


Конструктив

Как правило, производитель подъемника предлагает на выбор шасси различных марок, соответствующее по грузоподъемности и монтажной длине рамы. Это может быть как пикап, так и многоосное шасси. Заказчик самостоятельно определяет требования к базовому автомобилю: габариты, осевые нагрузки, наличие полного привода, геометрическая проходимость и т.д. Специфика и условия выполняемой работы, необходимость размещения дополнительного оборудования, помимо подъемника, накладывают дополнительные требования. Ключевыми же факторами в выборе марки шасси зачастую выступает цена и текущий состав парка автохозяйства.

В подъемнике можно выделить следующие составные части: рама, выносные опоры или аутригеры, опорно-поворотное устройство, поворотная платформа, стрела и люлька.

Современные подъемники, как правило, гидравлические, с приводом насоса от коробки отбора мощности шасси. Электрогидравлическое управление позволяет добиться ювелирной точности и плавности движений подъемника, а приборы системы безопасности предотвращают нештатные ситуации.


Современная алюминиевая люлька оборудована пультом и может дополнительно поворачиваться влево-вправо



Увеличение рабочей зоны возможно со снижением грузоподъемности



Подъемный кран с помощью дополнительных приспособлений тоже можно превратить в подъемник



Для снижения веса металлоконструкции изготавливаются из высокопрочных сталей, например, Domex 1200. Отдельные производители начали внедрять стрелы из алюминиевых сплавов еще в середине 80-х гг. Сегодня в классе подъемников 3,5 т основная ставка делается именно на «крылатый металл». Недаром фирма Palfinger Platforms открыла целый центр Aluminium Competence Centre для совершенствования знаний по обработке и сварке алюминия.

Большинство моделей от разных производителей имеют грузоподъемность не менее 200 кг. Это объясняется соблюдением требований EN280: два человека по 80 кг, еще 40 кг на инструменты. На практике же, два крепко сложенных мужчины в строительных «доспехах» легко перекроют 200 кг, даже без инструмента. Поэтому все чаще встречаются подъемники с грузоподъемностью 250-300 кг, ну, а у самых мощных она достигает 700 кг. Как опция в корзине могут быть точки подключения электро-, пневмо- и гидроинструмента.


Одна цитата

Отечественные производители автогидроподъемников прикладывают немало усилий для удержания своей доли на рынке, повышая потребительские свойства машин и расширяя модельные ряды. Пусть там пока отсутствуют сверхвысотные модели, но, по словам директора по экспорту компании с вековой историей Multitel Pagliero Джерри Киста, «лучше продавать 1000 маленьких подъемников в год, чем иметь 100-метровый, не имея возможности его продать».


Микроавтобус с подъемником — оптимальный вариант для ремонтных работ с удобным размещением оборудования и принадлежностей



Пинский подъемник на шасси снегоболотохода ТС производства ООО ЕЗСМ «Континент»