«Гримерка» для лыж: сервис-мобиль для биатлонистов

Шестое февраля 2013 г., Чехия, Ново Место. Один день до открытия чемпионата мира по биатлону. Но мы здесь лишь для того, чтобы увидеть единственный в России и четвертый в мире автопоезд для смазки лыж.



Если верить голливудским фильмам, то в России всегда только зима, а вот в Чехии либо весна, либо осень. Но этап чемпионата у нас будет не скоро… А так, пока мы ехали из Праги в Ново Место, тонкий слой снега лишь изредка можно было наблюдать на полях и было не совсем понятно, где, собственно, будет гонка — на снегу или все же на траве.

Однако снег на трассе все-таки был. И в последний день перед открытием на трассу выкатили все — и спортсмены, и тренеры, и инженеры. Да-да, люди, готовящие лыжи для спортсменов, сами прокатывают трассу и выбирают нужный вариант. Как вы думаете, сколько пар лыж нужно для того, чтобы «приезжать на подиум»? Одна? Две? Десяток? Да нет, на сезон, в зависимости от спортсмена, от 35 до 60 пар! И все их надо как-то перевозить. Плюс к этому еще и готовить каждый день!

Для всего этого нужно место. И вот компания Scania решила помочь нашей сборной, и подготовила для нее специальный автопоезд.

Тягач — привычная Scania R420 с кабиной Highline, 420-сильным 13-литровым двигателем и колесной формулой 4х2. В кабине два спальных места, кондиционер и автономный отопитель, водительское и пассажирское кресло с пневмоподвеской и подогревом. Таких машин немало ходит по нашим дорогам, а вот полуприцеп — это совершенный эксклюзив. Достаточно сказать, что он стоит около 400 тыс. евро (точная цена не называется, но известно, что цена автопоезда — полмиллиона евро, а тягач в такой комплектации «потянет» на 100-120 тыс. евро). В документации тип полуприцепа обозначается — «специальный SNIV, трейлер для смазки лыж».

Кузов построила шведская компания Specialkarosser AB на собственном двухосном шасси. Трейлер рассчитан на работу с тягачом с колесными формулами 6x2 и 4x2 с высотой сцепного устройства 1 150 мм.

Кроме сборной России, подобные трейлеры есть у команд Швеции, Норвегии и Германии. Подобные, но не идентичные. Все полуприцепы индивидуальны, и строятся по заказу команд с учетом условий эксплуатации. Таков, например, самый роскошный трейлер шведской сборной с раздвижными боковыми бортами и сложной гидравликой. Но в Швеции нормальные дороги, за которыми ухаживают круглый год. А в России, такие роскошества проживут не долго — масса соединений и уплотнений бортов будет страдать от постоянной тряски на наших разбитых трассах.


Сервисная команда теперь работает в самых комфортных условиях, одновременно может быть задействовано 8 рабочих мест

А при -50°, что не редкость в Ханты-Мансийске, и гидравлика вряд ли сможет нормально функционировать. Так что наша команда выбрала оптимальную конфигурацию именно для наших условий: оси BPW с допустимой нагрузкой 9 т с дисковыми тормозами, пневматическая подвеска Wabco, четыре аутригера Jost с возможностью изменения и выравнивания уровня. Внутренние габариты полуприцепа: длина — 13 400 мм, высота — 2 520 мм, ширина — 2 430 мм.

Здесь есть выдвижное помещение (+3000 мм), но выдвигается и фиксируется оно вручную на гидравлическом откидном заднем борту от компании ZHD. В получившемся отсеке организуется комната отдыха, где спортсмены могут еще и переодеться. Здесь есть телевизор, а также предусмотрено подключение кухонного оборудования.

Но гораздо интереснее само рабочее пространство. Оно продумано до мелочей: предусмотрена индивидуальная подсветка рабочей зоны, источники электропитания и усиленная вентиляция для отвода ядовитых газов. В прицепе организовано центральное кондиционирование воздуха, подогрев. Есть тепловые пушки над дверями. Рабочие столы закреплены на полу с помощью специальных замков, используемых в авиационной промышленности. Верстаки можно двигать в продольном направлении, оптимизируя рабочее пространство всего помещения.

Для питания внутреннего оборудования в трейлере предусмотрены 22 розетки на 230 В. Есть и возможность «запитаться» от внешнего источника. Если такой возможности нет, то можно запустить аварийный 3,5-киловаттный дизельный генератор. В отсеке силового оборудования установлен работающий на дизельном топливе обогреватель мощностью 8 кВт с вентилятором для подачи горячего воздуха в рабочее помещение. С правой стороны установлен бак для дизельного топлива из нержавеющей стали емкостью 215 л для питания обогревателя и генератора.


Система вентиляции и кондиционирования позволяет сохранять чистый воздух в рабочей зоне трейлера даже при работе с порошковыми соединениями

Для того чтобы не выстужать трейлер, в кузове установлены три тепловые завесы. Под каждой дверью смонтированы опоры для платформы со съемной лестницей и перилами. В комплект входят две платформы, которые хранятся на подвеске в ящике под трейлером. На перегородке установлена алюминиевая лестница для доступа на крышу.

По словам руководителя сервис-группы Александра Воронина, в машине собрано все лучшее, что есть на сегодняшний день в мире: «Она компактная, очень грамотно сделаны верстаки для работы. Не надо каждый раз терять время на распаковывание всего из коробок. И еще здесь очень хорошие вытяжки. Вчера начали порошки использовать — так ведь чуть ли не без масок можно работать. Вентиляция просто превосходная, воздух чистейший. Можно сказать, что это наш новый дом».

На внутренних стенках полуприцепа есть специальные ниши и кронштейны для крепления лыж, запаса должно хватить всей сборной из восьми человек на каждый этап чемпионата.

Появление такого автопоезда у нашей команды, безусловно, радует, но самое интересное, что это не подарок, а вариант взаимовыгодного сотрудничества, и способ вложения средств для компании Scania. За шесть лет медиа-отдача проекта должна «отбить» затраты.

Однако планы компании Scania не ограничиваются одним автопоездом. В преддверии Сочинской Олимпиады подобную машину получит и сборная России по лыжному спорту.