Грузавтоинфо. Грузовой автотранспорт в деталях.

01.01.2013
12:25

СпецтехникаОтслеживать:

Инновации цвета пламени. Разработки российской пожарной автотехники


Игорь ЖУКОВ, фото автора, Дмитрия КИРЮШИНА и Вячеслава МАКСИМОВА
Слово «инновационный» сейчас в моде. Словари определяют этот термин, как процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства и сбыта.

Инновации цвета пламени. Разработки российской пожарной автотехники

Инновационным вполне можно назвать и процесс создания новых пожарных автомобилей. Придание новым конструкциям совокупности специальных свойств в уникальных сочетаниях и есть та самая «инновационность» в пожарном автомобилестроении.

В первой половине 2012 г. на различных ведомственных показах и отраслевой выставке «Комплексная безопасность» производители пожарной автотехники представили ряд своих новых разработок. Каждая из этих машин является «самой-самой» в своем классе. Итак, каковы они — современные инновационные разработки российского пожарного автопрома?

Уральское с нижегородским

Нижегородская фирма «Пеленг», являющаяся одним из лидеров среди отечественных производителей пожарной техники, впервые представила цистерну на шасси Уральского автозавода.

Модель АЦ-6-70(4320)-01НН базируется на шасси Урал-4320-58. Кузов машины во многом унифицирован с аналогичной цистерной на шасси КАМАЗ, которая выпускается «Пеленгом» уже несколько лет. Например, тот же шведский насос Ruberg производительностью 70 л/сек, та же просторная кабина расчета с удобным входом-выходом, та же цистерна для воды. Кстати, сама цистерна емкостью 6 000 л со встроенным пенобаком на 400 л изготовлена из высокопрочного пластика, стойкого к морской воде и растворам пенообразователя всех типов. Никакая коррозия ей не страшна!

Инновации цвета пламени. Разработки российской пожарной автотехники
Весьма удачную конструкцию автоцистерны со шведским бронзовым насосом Ruberg, устойчивую к морской воде, нижегородская фирма «Пеленг» установила на шасси Урал-4320-58

Но есть ряд заметных отличий. Например, передний отсек пришлось сделать короче. А в задних боковых отсеках вместо алюминиевых шторок установлены распашные двери, которые непривычно открываются вбок, а не вверх. Все дело в том, что в каждую дверь интегрирован рукавный отсек в который «гармошкой» уложены рукава с подсоединенными ручными стволами (правый отсек) и переносными лафетными стволами Blitzfire-Ru (левый отсек).

Дверь может фиксироваться в приоткрытом состоянии, что позволяет на ходу прокладывать рукава в магистральную линию.

Задний бампер машины сделан подъемным, что позволяет соблюсти положенные нормы безопасности и не оторвать его на бездорожье. Такое решение пеленговские конструкторы подсмотрели на современных КАМАЗах-самосвалах.

Для удобства водителя в кабине между передними сидениями установлен пульт управления насосом. Вещь весьма полезная, особенно в условиях суровой зимы — не нужно постоянно стоять у насоса на морозе, следя за показаниями приборов и задавая нужные параметры работы.

Продукт кооперации


ООО «Приоритет» представило гибрид пожарной цистерны и автолестницы АЦЛ-6,0-50/4-18 на шасси Урал-4320. Вся надстройка, включая 18-метровую лестницу, изготовлена турецкой фирмой Katmerciler. Пока это одна из самых вместительных по запасу воды АЦЛ, на рынке СНГ. Вместимость емкости для воды — 6 000 л, пенобака — 400 л.

Инновации цвета пламени. Разработки российской пожарной автотехники
Автоцистерна с лестницей АЦЛ-6,0-50/4-18 — самая вместительная по запасу воды пожарная машина такого типа в СНГ

Машина оснащена телескопической мачтой с прожекторами и двумя лафетными стволами. Производительность лафетного ствола, установленного на крыше кузова — 50 л/сек, ствола, установленного в люльке лестницы, — 20 л/сек.

В заднем отсеке установлен немецкий комбинированный насос Johstadt TO-3000 производительностью 50 л/сек для ступени нормального давления и 4 л/сек для ступени высокого давления.

Спорное решение

Еще одно детище ООО «Приоритет» носит замысловатое название ПАНРК 4,0/1,8-130(63701) — пожарный автомобильный насосно-рукавный комплекс. Машина создана по специальному техническом заданию МЧС России на шасси Урал-63701.

В передней части кузова находится отсек, в котором располагаются две погружные насосные установки с гидроприводом. Эти насосные установки позволяют забирать воду с обрывистых или заболоченных берегов, мостов, эстакад, причалов и т.п. Забор воды может осуществляться на удалении от машины до 30 м и глубине всасывания 25 м. Основной насос — немецкий Johstadt NP-8000 производительностью 130 л/сек — установлен в задней части машины.

В середине, между передним и задним насосными отсеками, расположена цистерна для воды на 4 000 л. А над ней — рукавный отсек. Общий запас вывозимых рукавов — 1 800 м. Машина оснащена устройством механизированной прокладки и уборки рукавной линии.

Инновации цвета пламени. Разработки российской пожарной автотехники
Пожарный автомобильный насосно-рукавный комплекс ПАНРК 4,0/1,8-130(63701) — необычная, но спорная разработка

К дополнительному оборудованию можно отнести мачту с прожекторами, электрогенератор и мощный переносной лафетный ствол. Кабина расчета сдвоенная, шестиместная. Хотя, по утверждениям производителя, управлять всем оборудованием этой машины может один человек.

При взгляде со стороны машина получилась очень громоздкая, и назначение ее весьма туманно. Мощные насосы и большой запас магистральных рукавов указывают на возможность применять ее в качестве насосной станции для перекачки больших объемов воды на дальние расстояния. А вот наличие цистерны для воды и двойной кабины расчета дают представление об использовании этой машины в качестве цистерны. Но запас воды при таких габаритах очень маленький. Машина ограничена в маневрировании как в городе, так и на местности. Обычные цистерны на шасси КАМАЗ-43118 или УРАЛ-5557 при более скромных габаритах вывозят воды до двух раз больше и при этом более маневренные, чем этот монстр. Поэтому в качестве цистерны эта машина будет использована крайне редко…

А следовательно, стоило ли городить такой огород?

Рекордсмен по объему

ЗАО «НП НефтеГазМаш» из мордовского города Рузаевка совместно с ГУ МЧС по республике Мордовия представили АЦПС-18,0-40 на шасси КАМАЗ-65222.

Это рекордсмен по объему вывозимой воды среди пожарных машин, выпускаемых в СНГ. Как видно из названия машины, объем цистерны — 18 кубометров!

Производитель позиционирует эту АЦ как «пожарную машину для тушения пожаров в лесных массивах и труднодоступных районах». Но с такими габаритами и массой в лесные массивы путь ей закрыт. А вот подвезти запас воды на опушку леса и перелить в маленькие пожарные автоцистерны — самое то!

Инновации цвета пламени. Разработки российской пожарной автотехники
Мордовская автоцистерна АЦПС-18,0-40 на шасси КАМАЗ-65222 вывозит рекордный в СНГ объем воды — 18 000 л

Среди прочего, машина оснащена двумя съемными гребенками, каждая из которых позволяет сразу заправлять по пять ранцевых огнетушителей. А всего в комплектацию машины входит 20 таких ранцев.

Шасси КАМАЗ-65222 полноприводное, с блокировкой всех колес, мощность двигателя — 360 л.с., имеется лебедка. По словам водителя, все это позволяет этой тяжелой машине (полная масса 32 300 кг) уверено лазить по грязи. Придется верить на слово…

Пока автомобиль существует в единственном экземпляре. Но думается, что она должна быть востребована в опорных пунктах и специализированных частях по тушению крупных пожаров, а также в обычных ПЧ с безводным районом выезда.

Тушить сквозь стены


«Гюрза» — комплекс для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на объектах с конструкциями из высокопрочных материалов. Смонтирован комплекс на новом новгородском шасси Silant 3.3TD.

В разработке комплекса принимали участие главные отечественные теоретики и практики противопожарной обороны — ВНИИПО и Академия ГПС МЧС России, а также фирма «Каланча». По сути, этот комплекс — российский ответ на шведскую установку Cobra, давно и заслуженно пользующуюся успехом у пожарных и спасателей многих стран.

Инновации цвета пламени. Разработки российской пожарной автотехники
Наш ответ шведам. «Гюрза» — российский аналог знаменитой шведской установки Cobra

Наша «Гюрза» оснащена водобаком на 800 л, пенобаком на 10 л и высоконапорным насосом. Есть также бак для абразивного материала, который, смешиваясь с высоконапорной струей воды, разрезает любой строительный материал, будь то бетон, кирпич, дерево, сталь и т.п. Такая технология позволяет в буквальном смысле тушить пожар сквозь стену.

Помимо тушения пожаров, комплекс может применяться при разборке завалов для разрезания обрушившихся конструкций. Причем при резке не выделяются искры и не происходит нагрев, а даже наоборот, струя воды производит охлаждающий эффект. Поэтому этот комплекс можно без проблем применять во взрывоопасной среде.

Сверхмощный и сверхдальний

Следующую машину разработали специалисты Урало-Сибирской пожарно-технической компании (УСПТК). Автоцистерна АЦ-10,0-150(65225) модель 18-МИ появилась в результате опытно-конструкторской работы, именовавшейся как «Разработка пожарного автомобиля с повышенной дальностью подачи огнетушащих веществ для подразделений федеральной противопожарной службы МЧС России на критически важных объектах РФ».

Машина укомплектована только отечественным оборудованием и пожарно-техническим вооружением. Почти все отсеки в задней части занимает новинка от «УСПТК-Пожгидравлика», названная «Установка насосная высокопроизводительная УНВ-150», выдающая 150 л/сек при напоре в 100 м. Такого мощного пожарного насоса отечественная промышленность еще не выпускала! Над насосом, поперек машины, нашлось место для укладки нескольких 2-метровых всасывающих и жестких напорно-всасывающих рукавов. Еще несколько 4-метровых рукавов аналогичного назначения находится в большом ящике на крыше. В заднем отсеке, где обычно находится управление насосом, закреплены ручные стволы с пенными насадками.

Инновации цвета пламени. Разработки российской пожарной автотехники
Автоцистерна АЦ-10,0-150(65225,) модель 18-МИ, от Урало-Сибирской пожарно-технической компании обладает самым мощным насосом в России

В переднем правом отсеке на выдвижных полках расположились бензорез, бензопила и другой аварийно-спасательный инструмент, а так же аккумуляторы и противооткатные колодки.

В левом переднем отсеке на поворачивающейся на петлях стенке закреплены пила, топор, ломы, а с обратной стороны — рукавные разветвления. За стенкой находится укладка 77 мм рукавов, а под ней на выдвижной полке — переносной электрогенератор и канистра.

На крыше, в красном ящике находится укладка 150 мм рукавов, выдвижная мачта с прожекторами, два пеногенератора ГПС-1000, а также дистанционно управляемый лафетный ствол ЛСД-С125УА ВН производительностью 125 л/сек, максимальная дальность подачи сплошной струи воды которого составляет 100 м. Там же на крыше находится стандартный набор трех лестниц — штурмовка, лестница-палка и трехколенка. Причем последняя — на специальном устройстве, позволяющем снимать ее без подъема на крышу машины.

Емкость цистерны для воды составляет 10 000 л. Также машина оснащена двумя пенобаками для разных типов пенообразователя, объем каждого из которых составляет 1 000 л.

Машина смонтирована на полноприводном шасси КАМАЗ-65225.

Тоннельный спасатель

И в заключение нашего обзора — не совсем обычный автомобиль, при взгляде на который трудно понять, где у него перед, а где зад. Все потому, что у него две кабины, из которых может осуществляться управление машиной. И двигаться он может реверсивно — вперед/назад одинаково быстро.

В разработчиках и производителях значатся Академия ГПС, Варгашинский завод ППСО, Курганский завод спецтехники. Производитель шасси — совместное предприятие «ИВЕКО-АМТ».

Полное название — пожарно-спасательный автомобиль ПСА-Ч20(6339)-57ВР. Есть и другое название, написанное на борту, — «ПСА-Челнок».

Инновации цвета пламени. Разработки российской пожарной автотехники
«Двуглавый» «ПСА-Челнок» для эвакуации пострадавших из транспортных тоннелей. Вход в салон организован по образу и подобию автобуса с дверями прислонно-сдвижного типа

Правда, собственно «пожарного» в нем ничего нет — ни средств тушения, ни пожарно-технического вооружения. Главное и единственное предназначение автомобиля — сбор, оказание первой помощи и эвакуация пострадавших при чрезвычайных ситуациях в транспортных тоннелях. По сути — это эвакуационный автобус, способный за один рейс вывезти с места чрезвычайной ситуации 20 человек, не считая четырех членов экипажа.

«ПСА-Челнок» стал дополнением к другому тоннельному автомобилю «ПСА-Т» (подробности в «ГРУЗАВТОИНФО» № 7/2011), представленному в прошлом году. Теперь можно смело говорить о том, что в России создан целый комплекс уникальных транспортных средств для оказания помощи пострадавшим в тоннелях.

Инновации в массы!

Все машины, описанные в этой статье, пока существуют лишь в единичных экземплярах. Оставаться единичным экземпляром — судьба многих уникальных разработок. И, безусловно, некоторые из описанных пожарных автомобилей так и останутся опытными образцами. Но у большинства машин есть абсолютно реальные шансы на «размножение». Наиболее достойных выберет сама жизнь, а мы будем следить за этим процессом.
Оцените статью:
30.08.2012, 10:00
8 351
0

Материалы по теме

Обсуждение

У этой статьи еще нет комментариев, если Вы хотите оставить свой отзыв, нажмите на кнопку ниже.
Добавить свой комментарий

Рекомендуем

Номер журнала за июнь:


Смотреть обложку

Опрос

Нужны ли выделенные линии для общественного транспорта?


 

Блог главреда

Поморский дом есть событие бытия

Еще со школьных времен я путал Поморье и Приморье, так как мои представления об этих регионах...

Соцсети