Поменять — так с музыкой! Опыт замены узлов

Скажите, знаете ли вы, что будете делать, если услышите посторонний стук в ходовой части? Вопрос, конечно, риторический — поедете в сервис. Правильно, а вот что и как ремонтировать? Возможны варианты? Конечно!



Первым делом вам наверняка проведут диагностику ходовой и выявят люфты. Чаще всего здесь «люфтят» шаровые опоры (шаровые пальцы могут являться как неотъемлемой частью рычага, так и отдельной заменяемой деталью), рулевые тяги и наконечники, втулки, подушки и шарниры стабилизатора поперечной устойчивости, сайлент-блоки и, если таковой имеется, маятниковый рычаг. Попутно могут предложить заменить и порванные пыльники ШРУСов, и другие «защитные резинки». Если рычаг цельный, то перебирать вкладыши шарового пальца и менять опору никто не будет — рычаг заменят целиком. А если конструкция, как у Ford или Opel, где используется передняя подвеска типа McPherson, то также возможны варианты.

Рассмотрим характерный пример — замена нижнего рычага на автомобиле Opel Combo, хотя все совершенно аналогично будет и еще на многих конструкциях. Итак, варианты возможного ремонта.


Рычаг на все сто лет

Первый вариант: замена рычага в сборе. Стоимость неоригинального рычага составит около 2500 руб. Теперь посчитаем, во что обойдется переборка (для начала берем не оригинальные запчасти). Вертикальный сайлент-блок стоит около 200 руб., горизонтальный — еще 100, шаровая опора — около 700 руб. Работа: если это Ford или Opel, высверлить заклепки шаровой опоры — 0,5 нормочаса + замена опоры — 0,3 нормочаса + замена сайлент-блоков еще 1,2 нормочаса. Всего 2 нормочаса, умножаем на стоимость работ в обычном (не дилерском) сервисе — 800 руб./нормочас. В итоге — 1600 руб. работа + 1000 руб. запчасти. Стоит ли игра свеч? Причем, помните о том, что если замена готового рычага займет у профессионального слесаря минут 15, то слесарные работы, указанные выше, отнимут еще, как минимум, час. Но работа имеет смысл, если нет другой возможности отремонтировать Ваш рычаг: например, нет в наличии запчасти, нет какой-то из деталей или если необходимость замены вызвана не износом, а механическим повреждением какого-нибудь из элементов рычага.

Теперь просчитаем аналогичную работу с применением оригинальных запчастей, но не дилерского сервиса. Оригинальный рычаг «потянет» уже на 8000 руб., а шаровая опора — около 1700 руб., сайлент-блоки — еще на 1500 руб. Стоимость работ остается той же самой, в итоге ремонт рычага — 4800 руб. Заманчиво. Теперь оценим ресурс восстановленной запчасти. Конечно, при применении оригинальных деталей он будет значительно выше, но нужен ли он вам, если, к примеру, вы через месяц планируете продать этот автомобиль. Но есть и обратная сторона медали. Неоригинал, продающийся в нашей стране, подчас имеет самое неожиданное происхождение, что может приподнести сюрприз, причем равновероятно, как приятный, так и не очень. Во-первых, могут возникнуть проблемы уже на стадии установки детали — это и ее размеры, и геометрия, не говоря уже о безопасности движения. А может выйти и так, что какая-нибудь малазийская фирма, производящая клон вашего Opel под каким-нибудь малоизвестным названием и только для внутреннего рынка, изготавливает очень приличные детали в 2-3 раза дешевле, используя рабочие руки своих сограждан.


Эти рулевые тяги отработали без замечаний 108 000 км, а наконечники и вовсе пока «живые». Но, исходя из пробега, было решено попутно их заменить



Основная причина появления люфтов в рулевых тягах — износ шаровых шарнирных соединений




Современные дисковые тормозные механизмы надежны и герметичны. Ремонтные воздействия подразумевают только замену и смазку крепежа и пыльников, ну и колодок, конечно. Замена манжет и поршней, как правило, безрезультативна



Заменить рычаг в сборе или сайлент-блок? Вопрос, достойный обсуждения!



Завершающая стадия ремонта передней подвески — регулировка углов установки управляемых колес, в простонародье именуемая «сход-развал». Рычаг-то вы перебрали, и запчасти у вас все хорошие, а вот, к примеру, кастор (угол наклона оси поворотной стойки) не укладывается в допуски, и происходит это по причине незаметной на глаз деформации рычага, который стоило бы поменять в сборе. Тогда вся работа по замене шаровых и сайлент-блоков насмарку, или придется мириться с неверными углами установки и их последствиями, например, в виде увода автомобиля в сторону, хотя резину, может иногда и не «жрать».

Вывод следующий: не следует вестись на все предложения навязчивых специалистов сервиса. Они хотят, в первую очередь, получить с вас максимальную сумму, и при этом не могут позволить себе оставить сомнительные детали, так как им придется дать гарантию на работу. В этом случае в помойку летит чуть ли не полмашины. Но и ваше скупердяйство или незнание ситуации может тоже «облегчить» в конечном итоге ваш кошелек.


Рейка или жизнь

Другим поводом для увеличения стоимости услуг у специалистов автосервиса являются стуки в рулевом управлении. Особенно если этот сервис оказывает услуги по ремонту рулевых реек и насосов гидроусилителей. Цена этих новых узлов достаточно высока: от 30 до 120 тыс. руб., и стоимость восстановительного ремонта со снятием-установкой также способна нанести брешь в бюджете.

Между тем, не стоит спешить и выкладывать на бочку крупную сумму. Бывает, что отказ гидроусилителя руля у пожилых авто с большим пробегом связан с засорением системы из-за использования отработавшей свой срок или не соответствующей конструкции жидкости. Например, большинство автомобилей концерна Volkswagen допускают использование только минеральных составов определенной спецификации. И долив, например, DEXRONа вызывает отказ в работе узла. Попытаться реанимировать систему можно путем кратковременной промывки керосином с последующей заправкой «правильным» составом. Затрат на 2000 рублей, а шансы, при условии отсутствия предшествовавших ситуации аварийных повреждений (попаданий в ямы и прочих ударов) и не беспредельного пробега техники, весьма велики!

Еще непорядочные специалисты, желая получить заказ на крупный ремонт, мотивируют наличие неисправности демонстрацией небольших люфтов в рулевом механизме при заглушенном двигателе, то есть при бездействующем насосе гидроусилителя. А эти люфты вполне допустимы.


Ремонт стартеров и генераторов вместо их замены на новые экономически целесообразен, но ресурс этих восстановленных узлов значительно ниже новых



Переклепка тормозных накладок барабанного механизма для современных моделей — пустая трата времени и материалов



При замене сцепления необходимо разобраться, что именно привело к выходу его из строя. Несмотря на то, что общепринято менять ведомый диск, выжимной подшипник и «корзину» комплектом, в некоторых случаях можно заменить только изношенные детали



Многие современные автомобили не предусматривают регламентной замены рулевых тяг, съемными деталями являются только наконечники — и это тоже повод заменить или отремонтировать рулевую рейку в сборе. Для начала собственными силами изучите деталировку и убедитесь, что тяги действительно не съемные. Самое интересное, что у автомобилей одной марки и модели, но разного года выпуска или для рынков разных стран конструкция может отличаться! Поэтому принцип «как у соседа» не в счет. И даже если регламент не предусматривает замену тяг — это не приговор рулевой рейке.

Часто в продаже имеются ремкомплекты, и для устранения люфта достаточно заменить грошовые втулки, иногда даже не требуется демонтаж рейки с автомобиля. И наоборот, если были заменены рулевые тяги, а в наконечниках не выявлено люфтов, все же лучше заменить и их. Иначе, если они вдруг «залюфтят» через 5 000 км, то опять грядут затраты на регулировку углов установки колес и убытки из-за простоя в ремзоне. Так что думайте сами, решайте сами…


Надежда есть

Неужели нет надежды, и везде так и норовят облапошить? Конечно, нет. Есть добропорядочные СТО и мастера на них. Но главное во взаимодействии клиента и СТО — доверие. Сервисмен он, по сути, как врач. Либо доверять, либо не связываться.

Грамотные сервисмены не обманывают и на самом деле предлагают оптимальный вариант, так как понимают, что даже доверяющий клиент всегда может «проверить». Доверие клиента выгоднее заслужить, чем единоразово «нахимичить». Постоянный клиент = постоянный доход. Эта формула работает железно.