В поисках идеала. Оборудование современных СТО для грузовиков

Длительная и безотказная работа любого автомобиля напрямую зависит от своевременного квалифицированного проведения его ремонта и технического обслуживания. А для грузовой автотехники, которая подвергается повышенным нагрузкам и износу, это актуально вдвойне.


Современный грузовик — сложный механизм. Стало быть, и требования к сервисным устройствам особые. Каким оборудованием должна обладать современная СТО для грузовиков? Попробуем ответить на этот вопрос и «составить» собирательный образ идеальной грузовой сервисной станции.

По функциональному назначению оборудование для СТО подразделяется на диагностические устройства, оборудование для обслуживания и ремонта, а также вспомогательное оборудование. Рассмотрим каждую группу.

Диагностика

К диагностической принято относить аппаратуру для проверки, контроля и регулировки агрегатов, узлов и систем автомобиля, оборудование для проведения диагностики и регулировки электрооборудования и автоматизированных систем автомобиля. К этому типу принадлежат компьютерные диагностические комплексы (мотор-тестеры), автоматизированные стенды для выявления отклонений рабочих параметров двигателя и прочих узлов автомобиля, диагностические сканеры, газоанализаторы, дымомеры, автомобильные мультиметры, манометры, эндоскопы, механотестеры топливной аппаратуры, шумомеры, устройства для контроля натяжения ремней и многие другие.


Фирменная СТО оснащена всем необходимым для ТО и ремонта грузовиков

Естественно, современное диагностическое оборудование полностью компьютеризировано. Компьютерной диагностике недавно мы посвящали отдельный материал, так что повторяться не станем. Перечислим лишь основных поставщиков диагностического оборудования, представленных на российском рынке: Bosch, Nussbaum, Lantech, TEXA, Magneti Marelli, Sicam, Hofmann, Мета, Hunter Engineering, MAHA, Carman scan, Brain Bee, Brann, Группа компаний ГАРО, Siemens, Weber, Delphi, Wabco, Knorr, Haldex.

Гаражное оборудование

Оборудованием для обслуживания и ремонта считают: подъемно-транспортные механизмы, комплексы для смазывания узлов автомобилей, стенды заправки маслами и различными эксплуатационными жидкостями (в том числе и хладагентом кондиционеров), устройства для ремонта двигателя, тормозной и топливной систем, охлаждения и т.д. Кроме того, к этой группе можно причислить оснастку для разборочно-сборочных и прочих ремонтных работ, шиномонтажные, балансировочные и шиноремонтные стенды, покрасочные и сушильные камеры, электро- и газосварочную аппаратуру, компрессоры, приспособления и механические устройства для обслуживания различных систем автомобиля (чистка и регулировка), автомойки и пылесосы, профессиональный инструмент. На многих грузовых СТО имеется свой станочный парк для восстановления изношенных или поврежденных деталей. К этому классу оборудования относятся слесарные верстаки, шкафы для хранения инструментов, малые и большие тележки для инструментов и деталей, ящики для переноса инструментов, лежаки и сиденья. Сюда же входит и мебель для автосервиса.


Подкатные стоечные подъемники


Компьютерная диагностика автомобиля


Компьютерный стенд для установки схода-развала колес


Как видим, список оборудования весьма обширен, поэтому остановимся на главном. Без автомобильных подъемников невозможна нормальная работа СТО. Для обслуживания грузовиков наиболее подходящим является четырехстоечный подъемник, который обладает высокой степенью грузоподъемности и максимальной устойчивостью. Помимо этого, используются подкатные подъемники, которые могут состоять из четырех, шести и восьми подкатных колонн в зависимости числа осей на обслуживаемом автомобиле.

Одним из лидеров для грузовых автосервисов является оборудование для шиномонтажа. В конструкции шиномонтажных стендов предусмотрен специальный зажим, который надежно фиксирует бортируемое колесо, а имеющийся гидравлический лифт обеспечивает возможность поднятия колеса на рабочий стол. Работа станка, оснащенного мощным приводом и высокопрочными дисками, осуществляется с пульта управления. Благодаря тому, что грузовые шиномонтажные стенды почти всегда продаются в сборе, их установка в цеху и подключение не вызывают каких-либо проблем.

Ремонтировать колеса, не проводя их последующей балансировки, бессмысленно. Эту функцию выполняют балансировочные стенды, которые для грузовых автомобилей также имеют свою специфику. Помимо возможности обслуживания крупногабаритных автомобильных колес, эти устройства оснащены специальным лифтом, с помощью которого колесо помещается на балансировочный вал. Для ремонта шин служат переносные, стационарные вулканизаторы, а для покрышек диаметром до 2,5 м применяются их подкатные аналоги.



Стенд для проверки работы топливных насосов высокого давления


В работе шиномонтажный станок


Балансировочный станок


Обслуживание и ремонт ТНВД, тормозных и пневматических систем грузовиков производится только с использованием специального инструмента и оснастки. Сварочные аппараты применяются там, где экономически нецелесообразно заменять крупногабаритный узел или деталь, и оказывается возможным устранить механические повреждения посредством сварочного соединения или наплавки металла. При этом используются практически все существующие сегодня виды электросварки — от точечной до дуговой в среде инертного газа аргона.

Кузовной ремонт грузовиков (ремонт рам, восстановление кабин, реставрация второстепенных деталей) осуществляется с помощью грузового стапеля, который обеспечивает высокую точность, что контролируется тщательными приборными измерениями геометрии по окончании работ. Кроме того, используются сварочные работы, различные методы рихтовки и шлифовки, а финальной фазой является антикоррозийная обработка и покраска грузовых автомобилей.


Мотор-тестер в действии


Устройства для заправки маслами, смазками и т.д.


Заправка грузовика смазочными материалами


Для ремонта грузовиков применяются гайковерты, отличающиеся повышенной мощностью. Электрические гайковерты используют при обслуживании тяжелого грузового транспорта, где усилия пневматического аналога может оказаться недостаточно.

Наиболее известными поставщиками перечисленного оборудования в Россию являются: Сибек, Sivik, Corghi, Sicam, Nordberg, Hunter Engineering, Hofmann, Сторм, Левша, Мета, Группа компаний ГАРО, Tech, MB Engineering, Master, Giuliano, Сивер, CEMB, Caorle, Comec, Flexbimec, Tammermatic, Josam, Blackhawk, Ingersoll Rand, Italforni, Spin, SME, Nilfisk и др.

Вспомогательное оборудование — это все устройства для обеспечения нормальной эксплуатации и обслуживания технологического оборудования, электро- и газоснабжения, отопления и водоснабжения территории СТО. Сюда же относится осветительное, отопительное и санитарное оборудование.

Портрет в интерьере

Если быть полностью объективным, то идеального грузового автосервиса не существует так же, как, например, не существует идеального грузовика. Объем необходимого оборудования для оснащения СТО зависит от ряда факторов. Среди них можно выделить те, что определяют набор диагностической и ремонтной техники. Для начала надо учитывать размеры бизнеса и его специфику — приобретение дорогостоящих автоматизированных диагностических комплексов может оказаться нерентабельным для небольшой мастерской, а покупка шиномонтажного или балансировочного стенда окажется необходимой.

Важный момент при выборе оборудования – этап развития и состояние имеющегося парка ремонтно-диагностической техники. Для новых СТО инвестиции в качественное диагностическое оборудование очень выгодны и достаточно быстро окупятся. Бизнесу же с большим опытом работы усовершенствование позволит оказывать услуги более высокого уровня. Кроме того, выбор оборудования обусловлен профессиональным уровнем работников СТО — чем выше класс специалистов, тем меньше дополнительных опций им требуется для диагностики.


Один из примеров оснащения ремонтной зоны современной грузовой СТО

Состав оборудования (основного и опционального) также диктуется услугами, которые предлагает СТО, и объемами ее работ. Главное, чтобы имелось оснащение, позволяющее обследовать и ремонтировать системы, прямо влияющие на конструктивную безопасность автомобиля. Скажем, иметь свой станочный парк при ограниченной производительности автосервиса экономически не выгодно. Проще отдать тот или иной узел (двигатель, агрегаты трансмиссии и пр.) для восстановления специализированному предприятию, которое быстрее и лучше справится с этой работой.

Вместе с тем список автосервисного оборудования на СТО, обслуживающих такие известные бренды как Volvo, Mercedes-Benz, Scania, IVECO, Renault, DAF, MAN, строго регламентирован. Здесь производится детальное обследование состояния подвижного состава и его ремонт. Для этого существует официальная аккредитация дилера грузовиков компании-производителя, а значит, СТО обладает всем необходимым комплексом технической и технологической документации, диагностическими устройствами, специализированным инструментом и оборудованием.

Важно знать, что СТО по обслуживанию грузовиков, особенно импортных, должны быть оснащены с учетом всевозможных неисправностей, а специалисты должны обладать необходимым знаниями внутреннего устройства, диагностики и ремонта, а также иметь достаточный опыт работы.