Шагом МаРШ. Ремонт шин для коммерческого транспорта

Ремонт шин для коммерческого транспорта имеет намного более существенное значение, чем для легкового. Дороговизна покрышки, условия эксплуатации — особенно строительных и сельхозмашин — делают ремонт весьма востребованной операцией.


Ремонтный цех компании «МаРШ»

При этом в нашей стране практически полностью отсутствует культура такого ремонта, но, ни для кого не секрет, что от соблюдения технологии зависит безопасность транспортного средства, груза и человеческой жизни.

В этом материале мы расскажем о том, как высокое качество ремонта превратило маленький придорожный бизнес в предприятие с серьезными амбициями.

В 2008 г. Владислав Караулов и Алексей Милосердов создали маленькую компанию «МаРШ» («Мастерская Ремонта Шин»). Изначально она представляла собой обычный придорожный шиномонтаж — два контейнера, в которых еле вмещалось оборудование, материалы и офис.

Они начинали с шиноремонтного поста на обочине трассы «Дон», где и теперь находится их центр. Клиентов искали сами — ездили по предприятиям, показывали, как можно отремонтировать шину, предлагали свои услуги. Первые ремонты боковых порезов делали «в рассрочку», с условием оплаты по итогам работы отремонтированных покрышек. Так нарабатывались опыт и авторитет.


Владислав Караулов и Алексей Милосердов

Поэтому они достаточно быстро разрослись, мастерская увеличилась в четыре раза и получила второй этаж, появились планы по созданию сети филиалов. База клиентов как минимум удвоилась. Бизнес развивался, хотя принципы его построения оставались неизменными.

Первый принцип. Ответственный выбор

Бизнесмены не вдруг решили заняться шинным бизнесом. Причин было несколько, самыми важными можно назвать отсутствие сильного развития ремонтных услуг пять лет назад и отсутствие необходимости вкладывать большие деньги для старт-апа. Партнеры заблаговременно изучили конкуренцию, востребованность и предложения, специфику набора и обучения персонала. Главной специализацией был выбран грузовой шиноремонт.

Такой подход определил направление деятельности компании, а именно сложный профессиональный технологичный ремонт шин с предоставлением гарантий. Сегмент грузового ремонта интересен, ведь цена таких шин высока, а простой коммерческого автомобиля или автопоезда и того дороже. Стоит учесть, что автомобиль, работающий на стройке, может получить и за один день несколько порезов или проколов шин. Поэтому без дела мастера не должны были остаться.

Качество обслуживания

Важно не только быстро провести ремонтные работы, но и провести их в соответствии с технологией. Создатели «МаРШ» анализировали чужие работы на рынке шиномонтажа во время разбора колес — своеобразное профессиональное любопытство. Выяснилось, что у работников нет уважения к технологии и понимания того, что безграмотный ремонт угрожает безопасности на дороге.

Зачастую владельцы и работники шиномонтажа не очень-то думают о репутации фирмы, работая по принципу: «Уехал и больше не вернется, у нас жалоб нет!». Водители тоже не настаивают на другом обращении: «А что, пока шина ходит же»…

Часто владельцы и мастера выбирают в качестве приоритета дешевизну, а не качество. Банальный пример — немногие выбирают правильные материалы для заплаток на борт покрышки. Нередки случаи, когда для ремонта бокового пореза используются китайские заплатки для камер.

Но это принципиально неверный подход к работе. Хотя бы потому, что эти заплатки предназначены держать давление воздуха. С повреждениями грузовой шины они не справятся, слетят в самый неподходящий момент.

В условиях кризиса

На первом этапе осложнений стало заметно сокращение объемов заказов. Однако компания не потеряла, а, наоборот, приобрела — опыт выживания и управления, новое оборудование и даже новые сегменты рынка.

Несмотря на то, что сейчас входить на этот рынок крайне невыгодно и затратно, многие пытаются это делать. Зачастую начинающие предприниматели ориентируются на привычную всякому автовладельцу картинку первых дней зимы, на очереди у шиномонтажей. Люди нередко закладывают квартиры, закупают оборудование и надеются заработать. В результате конкуренция на рынке растет, а доходность падает. Хотя, конечно, ремонт грузовой шины остается делом рентабельным и необходимым, стоимость его в среднем составляет 1500–2000 рублей.

Подбор кадров для этого бизнеса — также непростая задача. Это объясняется рядом факторов: отсутствие перспектив профессионального роста, тяжелый физический труд, необходимость высокой квалификации. Гастарбайтеры в этом деле не те сотрудники, которые могут обеспечить высокое качество и гарантии при таких жестких требованиях, а остальные не хотят работать с полной отдачей. Поэтому мастерская всегда в поиске перспективных работников.

У «МаРШа» мало конкурентов в области ремонта шин. Часто обновляется клиентура — безо всякой рекламы, через народный телеграф. Приезжают за помощью даже издалека. Появляется большое количество новой строительной техники, например, оборудование для крупных транспортных колес. Это очень перспективный сегмент, потому что никто профессионально им не занимается.

Такой ремонт специфичен и требует особого подхода. Например, привезли в ремонт порезанное плугом большое колесо с серьезными повреждениями, хотя внешне корд прорезан лишь в одном месте. Цена ремонта — 56 тыс., срок работ — почти четыре дня. Под этот заказ был специально приобретен новый вулканизатор большого размера.

Сфера деятельности

Мастерская «МаРШ», как и прежде, занимается ремонтом любых шин — от небольших для легковых автомобилей до гигантских и очень дорогих шин диаметром до 3,5 метра для карьерных самосвалов. Мастера занимаются даже нарезкой протектора.

Однако развитию этого вида деятельности препятствует русский менталитет: водители ездят, как правило, до полного истирания протектора. Так сказать «в хлам», а тогда уже нарезать нельзя, ведь корд торчит наружу.


Обработка бокового пореза грузовой шины


Сейчас балансировка делается разными методами. Для бескамерных шин используется порошок


Ремонт бокового пореза грузовой шины


Заплата по европейскому стандарту


При ремонте в обязательном порядке делается балансировка. Сейчас балансировка делается разными методами. Для бескамерных шин используется порошок, для китайских камерных колес делается балансировка грузиками, для этого имеется специальный станок.

Порошок очень удобен в применении и эффективен, но есть у него несколько ограничений. В регионах не так много шиномонтажей, а вручную заклеить бескамерное колесо невозможно.

Кроме того, при систематических перегрузах и эксплуатации на плохих дорогах подвеска приходит в негодность. И для такой подвески порошок уже не помощник, он начинает постоянно «говорить» шоферу, что разбита подвеска. А это в свою очередь раздражает водителей, которые ездят «до последнего».

Новые горизонты

Опыт на рынке, бизнес-планы и выкладки приближают переход к новому сегменту рынка. Помимо главного дела — ремонта шин — бизнесмены размышляют о перспективах новой деятельности — промышленной утилизации.

Этот проект получил название «МБК», под аббревиатурой скрывается бизнес-план комбината по переработке шин. Долгая работа в области шиноремонта привела к пониманию, что до бесконечности так продолжаться не может. Страна завалена драгоценным вторичным сырьем. Цена на продукты переработки велика, спрос стабилен, он растет от года к году, и все это позволяет утверждать, что правильно выстроенный проект быстро окупится.

Владислав Караулов и Алексей Милосердов проработали всю имеющуюся информацию и получили полное (насколько это возможно) представление о том, что же делать и как эти планы осуществить. Они создали проект завода и уже получили лицензию, позволяющую работать по всей территории Российской Федерации, не ограничиваясь рамками одной области. Их поддержали и в Правительстве, и в Думе, и в Торгово-Промышленной палате — пока что на словах.

Уже близко начало планомерного осуществления первого этапа проекта — сбора шин, подлежащих утилизации. Для этого есть автомобили и склад. Намечено строительство крупнейшего подобного предприятия в России. В перспективе — мобильный комплекс предварительной утилизации до транспортно удобного состояния сырья.

Бизнесмены активно сотрудничают с компаниями в Мурманской области, где на горно-обогатительных комбинатах работает огромное количество спецтранспорта. Изношенные шины с него еще с советских времен складывали и засыпали землей, оставляя, по сути, на вечное хранение. Эти рукотворные «залежи» будут ликвидированы, земля очищена, а экосистема — восстановлена. Дальнейшими направлениями станут Курск, Белгород, Магнитка…

В некотором роде это продолжение старых традиций. В советские времена существовала и работала простая система: ни одна транспортная организация не могла получить новые шины, не сдав старые. Из переработанной резины уже в те времена делались коврики, брызговики для автомобилей и т.п. Сейчас сфера использования резиновой крошки сильно расширилась, сам продукт стал иным.

Калиброванная крошка — сырье для производства трубопроводов, добавка в пластиковые материалы. Из крошки можно лить настилы для железнодорожных переездов и трамвайных путей, добавлять ее в асфальт, в новые шины при производстве. В России этого не происходит, нет системы сбора шин. Их просто выбрасывают в мусор (в лучшем случае), вывозят на полигоны и закапывают в землю. Между тем, шина способна пролежать в земле 150 лет без видимого вреда для себя.

«МаРШ» рассчитывает поставить основной завод не ближе 150 км от Москвы, чтобы никому не мешать. Планируются массовые закупки современного оборудования, способного не просто перемалывать шины, но отделять текстиль от резины, резину от металла и выдавать так называемую активную крошку нужного размера, вплоть до калиброванных частиц диаметром не больше 0,8 мм — самых дорогих и востребованных. Один килограмм такой крошки стоит 20 руб. Именно эти частицы используются при изготовлении высококачественного асфальта.

Начинания полезные, не только в плане бизнеса, но и в плане экологии. И общественная поддержка поможет быстрее воплотить эти идеи в жизнь.