Как правильно «обуть» грузовой транспорт?


Какой элемент нашего костюма играет наиболее важную функциональную роль? Конечно, обувь. Если она правильно подобрана под тот или иной сезон, мы будем чувствовать себя комфортно в любой ситуации.

О том, как правильно «обуть» грузовой транспорт, рассказывает независимый эксперт по шинам, Алексей Платов.

– Алексей, насколько важно правильно подобрать шины для грузовиков?

– Только грамотный подбор автомобильных шин и их правильная эксплуатация обеспечат безопасность и максимальный срок их службы, а также в ряде случаев позволят сократить расход топлива, что в итоге выливается в ощутимую экономию в денежном выражении. «Подбор» нельзя рассматривать отдельно от правил эксплуатации в целом, так как комплектация автомобилей шинами является неотъемлемой частью «Правил эксплуатации автомобильных шин АЭ 001-04». Поэтому, прежде чем приступить к подбору шин, я настоятельно рекомендую если не изучить эти Правила, то хотя бы внимательно с ними ознакомиться.

– Какие эксплуатационные параметры необходимо учитывать, выбирая «обувь» своему грузовику?

– Любой уважающий себя производитель грузовых шин уже давно ввел такие понятия, как шины для эксплуатации в городских условиях, шины отдельно для региональных и магистральных перевозок, шины отдельно для смешанных типов дорог и бездорожья, и даже отдельная группа шин для эксплуатации в зимний период. К такому позиционированию шин производителями нужно относиться достаточно серьезно, поскольку для разных «ритмов» и дорожных условий в шинах используются не только различные резиновые смеси, но и применяются специальные технологии в конструкции самой шины. Все эти тонкости способствуют продлению срока службы и наиболее эффективному использованию в определенных условиях.

– Некоторые владельцы грузовиков говорят, что отечественные покрышки, даже соответствующие по маркировке зарубежным, не всегда подходят импортным автомобилям.
С чем это связано?

– Дело в том, что конструкция разборных колес зарубежных грузовиков несколько отличается от российских в части высоты закраин ободьев, и именно эта деталь является камнем преткновения в вопросе возможности использования отечественных покрышек, несмотря на идентичную маркировку – 9.00R20, например. В подобных случаях важно помнить, что монтажу подлежат соответствующие по размерам и типам шины, камеры и ободные ленты, ободья и их элементы.

Выбор грузовых покрышек под разборные колеса импортного производства во многих регионах России очень невелик. Вариантов выхода из такой ситуации два: держать запас соответствующих покрышек, либо заменить импортные колеса на аналоги отечественного производства.

– Могут ли отечественные производители шин конкурировать с зарубежными?

– Вообще меня всегда «радовали» заявления отечественных производителей шин, о том, что они готовы осваивать рынок импортных автомобилей. Положа руку на сердце, должен констатировать, что количество рекламаций и нареканий по шинам отечественного производства пока еще заслуженно очень велико.

Страшно не само наличие бракованных шин у того или иного производителя. Страшны неспособность или нежелание выбраковывать их прямо в стенах производства. Согласитесь, очень мало приятного в наших суровых зимних условиях с температурой в -30 за бортом менять колеса прямо на дороге. А приходится. И все потому, что в шинах то детали криво легли, то гайка попала между слоями резины, то сама резина недовулканизована. И именно поэтому потребитель обоснованно отдает предпочтение шинам скорее китайского производства, но не российского.



– Какие марки шин для грузового транспорта, по результатам ваших экспертиз, показывают наименьший процент выбраковки, а какие – наибольший?

– Впереди планеты всей по качеству шин для грузовых автомобилей, наверное, все-таки Michelin. Их шины неоднократно поступали ко мне на экспертизу, но, как я ни старался, производственных дефектов я в них так и не нашел.

В шинах множества других зарубежных производителей скрытые производственные дефекты встречаются, но это скорее «штучное» явление на партии в несколько тысяч шин. О «серийном» браке зарубежных производителей я вообще не говорю.

Периодически в СМИ появляются сообщения о том, что тот или иной производитель отзывает из продажи какие-то партии, даже если шины уже были в эксплуатации – это нормальный подход к ситуациям, когда в нескольких шинах из партии выявляется один и тот же дефект. Будем надеяться, что когда-нибудь отечественные производители научатся сохранять свое лицо хотя бы таким способом.

– Сейчас очень многие владельцы грузовиков используют восстановленные шины. Был ли у вас опыт их испытания?

– Восстановленные шины на российском рынке всегда были и останутся темной лошадкой. Существуют замечательные технологии по восстановлению, однако в большей степени здесь все зависит от того, кто проводил сам процесс восстановления. Если восстановлением занималась солидная компания, то вероятность возникновения проблем балансирует на уровне нулевой отметки. Если же его производил, как это часто бывает, непонятно кто, то, к сожалению, проблемы возникнут, и они будут иметь массовый характер, даже если восстановление производилось с использованием самых передовых технологий.



– Каким образом определить, подлежит колесо восстановлению или нет?

– На мой взгляд, в восстановлении шин наиважнейшим вопросом является тщательный отбор «каркасов», пригодных для восстановления. Если во время первой жизни шина использовалась с нарушениями правил эксплуатации, то ни о каком восстановлении не может быть и речи. Если каркас имеет какие-то усталостные и скрытые дефекты – восстановление также недопустимо.

Каркасы должны тщательнейшим образом проверяться с применением рентгеноскопии. Только после полной проверки шины можно восстанавливать тем или иным способом.

– Какие методы восстановления шин, по вашим результатам, наиболее предпочтительны?

– Восстановление «горячим» методом практически ушло в прошлое – это весьма трудоемкий и дорогостоящий процесс, во время которого на предварительно зачищенный каркас в пресс-форме наваривается новый протектор из сырой резины. Горячая наварка протекает при температуре порядка 150° С, что в некоторых случаях может открыть или сформировать новые скрытые дефекты.

На смену «горячему» методу наварки пришел «холодный». На подготовленный каркас накладывается уже подвулканизованная протекторная лента, а окончательная вулканизация происходит при температуре порядка 105-115°С. Самым тонким моментом такого метода восстановления является место стыка протекторной ленты. Но и эту проблему в настоящее время уже удалось разрешить.

Одной из наиболее перспективных технологий восстановления на сегодняшний день хочется назвать технологию Unicircle. Суть ее заключается в том, что на подготовленный каркас не накладывается протекторная лента, а надевается протекторное кольцо.

Шины, прошедшие такое восстановление, могут выходить столько же, сколько прошли во время «первой жизни», естественно, при условии, что в процессе восстановления технология была полностью соблюдена, восстановление шины происходило без нарушений, а эксплуатируются шины в соответствии с Правилами.

– Как отличить восстановленные шины высокого качества от тех, которые после восстановительного процесса прослужат недолго?

– На правильно восстановленных шинах всегда будет размещена информация о том, кто, когда и как произвел восстановление, будут иметься новые индексы и новые серийные номера, а в некоторых случаях даже DOT восстановителя. Если такой информации нет или ее содержание продавец объяснить не может, то от приобретения таких шин следует воздержаться. Кроме того, качественно восстановленные шины обязательно будут сопровождаться гарантией фирмы, давшей им новую жизнь.

КОММЕНТАРИИ:


Николай Суханкин, эксперт ООО «Петромастер»

Качество отечественных покрышек не соответствует качеству импортных автомобилей. Сейчас спрос даже на шины китайских производителей значительно превосходит спрос на отечественные марки; особенно это предпочтение проявляется автомобилистами при покупке покрышек типоразмера 10R20.
Что касается восстановленных шин, то у нас был положительный опыт использования немецкой, испанской, португальской наварки. Самые главные параметры, по которым можно произвести отличие качественно восстановленных покрышек, – это год выпуска и производитель каркаса. Каркасы премиум-брендов наиболее предпочтительны, при горячем способе восстановления используют только эти каркасы.

Алексей Торовичук, руководитель отдела продаж компании «Counteract»

У конечных потребителей бытуют, по большей части, ошибочные суждения. К примеру, что российские шины делаются из низкокачественного сырья, что в России не умеют разрабатывать шины или что российские шины априори не могут быть качественными.
Но если разобраться, то выяснится, что доля натурального каучука в новых российских шинах такая же, как и в импортных. Российские заводы оснащены новейшими технологиями, их продукция по качеству приближается к зарубежным конкурентам.
Многие скажут, что отечественным производителям шин не всегда удается сохранить стабильное качество. Но не стоит забывать цену, за которую они продаются, помножив это на общее состояние российской экономики.
Основная проблема в том, что те шины, которые не прошли контроль качества, не утилизируются, а продаются. Вот и получается, что при использовании таких шин складывается негативное мнение об отечественной резине.
Не стоит забывать о том, что в России ежегодно продается больше отечественных шин, чем импортных.

Юрий Васильев, генеральный директор компании «ПРОТЕКТОР»

Чаще всего транспортные компании и индивидуальные перевозчики выбирают шину только по цене, но это неправильно, т.к. обратная сторона «дешевой шины» – ускоренный и не равномерный износ протектора, частые случаи «взрывов шин» и плохое сцепление с дорогой.
Самые главные параметры выбора резины - это сегменты эксплуатации грузовика. Кроме того, при выборе шин стоит учитывать «плечо» перевозок (до 600 км или более 1300км), количество мест погрузки разгрузки за рейс (максимум 2 или 6 по пути следования), характер грузов (сталкивается ли перевозчик с перегрузом).
Что касается качества, то хотя в последнее время шины отечественного производства (русские бренды) шагнули далеко вперед по части технологий производства шин, им еще очень далеко до западных фирм, являющихся лидерами рынка. Наименьший процент брака показывают шины марки Michelin, далее – Bridgestone и GoodYear. Наибольший – шины китайского производства.

Константин Павлов, директор завода по восстановлению компании «Хорошие колеса»

Ввоз импортной восстановленной шины в Россию в прошлом году составил по приблизительным оценкам около 150 тыс.шт. Еще столько же было произведено заводами непосредственно в России. Эти цифры могли быть и больше, если бы не сложности, с которыми столкнулись все российские шиновосстановители при ввозе из-за рубежа одной из основных сырьевых составляющих, а именно каркасов.
Весь российский шинный рынок оценивается где-то 6 200 тыс. шт., поэтому доля восстановленных колес не превышает 5%. А если отсюда вычесть шины восстановленные «горячим» способом на заводах в Европе (например, Michelin Remix), то доля колес восстановленных «холодным» способом не превысит 4%. В Европе доля восстановленных колес составляет не менее 50%, а в США доходит до 70%.
В связи с фактическим запретом на ввоз импортной бывшей в употреблении шины, услуга восстановления сейчас является на рынке самым дешевым ценовым предложением, поэтому спрос на нее существенно вырос по сравнению с 2008 и 2009. В отдельные месяцы осеннего периода увеличение спроса на услугу восстановления достигало 100% по сравнению с 2009 годом.