Диагностика грузовиков от BOSCH

Компания Bosch расширяет свое предложение для обслуживания и ремонта коммерческих автомобилей.


Компания представила новое диагностическое оборудование для грузовиков KTS Truck и KTS 800 Truck. Эти диагностические тестеры связываются с программой Esitronic Truck, разработанной специально для технического обслуживания и ремонта коммерческих автомобилей.

KTS Truck – модульный прибор, предназначенный для использования совместно с персональным компьютером. KTS 800 Truck – комплексное автономное решение, созданное на базе Diagnostic Control Unit (DCU). DCU представляет собой недавно разработанный Bosch планшетный РС.

KTS Truck может коммутироваться с компьютером по беспроводной сети Bluetooth класса 1. Этот канал связи позволяет надежно передавать информацию на расстояние до 100 метров, что, безусловно, удобно, принимая во внимание длину современных автопоездов. KTS Truck поставляется с модулем Bluetooth для РС в комплекте. В комплект поставки также входит универсальный набор адаптеров, в том числе и для OBD. Дополнительные специальные кабели с разъемами доступны по заказу.

KTS 800 Truck – полностью мобильный диагностический прибор. Diagnostic Control Unit оснащен сенсорным тринадцатидюймовым экраном и ручкой для переноски. DCU связывается с дианостическим модулем также посредством Bluetooth.

Программа Esitronic Truck хорошо поддерживает европейские грузовики, прицепы и автобусы. В дополнение к данным по проверке блока управления двигателя, в Esitronic Truck включен большой объем дополнительной технической информации, такой как схемы электропроводки, инструкции по сервису и ремонту. В программный пакет входит техническая информация по продуктам ZF. В кооперации с ZF Services созданы также каталоги запасных частей. Философия управления программой Esitronic Truck позаимствовано от хорошо себя зарекомендовавшего диагностического тестера Bosch KTS 340.


Кроме выпуска нового диагностического оборудования для грузовиков, Bosch расширит в Европе программу подготовки специалистов по сервису, с тем, чтобы включить в нее курс по ремонту коммерческих автомобилей. Для работников предприятий технического обслуживания также доступна горячая линия технической поддержки Bosch. Кроме этого, программное обеспечение Esitronic Truck обеспечивает доступ к он-лайн сервису по диагностике. Благодаря ему эксперты Bosch могут через интернет связаться непосредственно с диагностическим прибором в ремонтной зоне, консультировать и вести механика, что называется «шаг за шагом».

С 2011 г. Bosch планирует предоставить независимым мастерским по техническому обслуживанию коммерческого транспорта большой сервисный пакет. В него включены предложения по запасным частям, инструменту, оборудованию, тренинги и техническая информация.


Диагностика топливной системы

Стенды Bosch для проверки топливной аппаратуры хорошо известны. Однако экологические требования заставляют двигателистов поднимать давление в топливной системе, и для проверки узлов системы питания требуется соответствующее оборудование. Новый стенд Bosch EPS 708 Diesel test может тестировать системы Common Rail с давлением впрыска до 2200 бар – самым высоким на сегодняшний день. Учитывая тенденцию к увеличению давления в будущем, EPS 708 спроектирован так, что сможет проверять системы с давлением 2500 бар. Стенд обладает большой функциональностью, так, с его помощью можно тестировать пьезофорсунки. Количество таких форсунок на автомобилях возрастает, поэтому Bosch разработал тест CRI Piezo для их проверки. Он позволяет тестировать форсунки сделанные Bosch, Denso и Siemens/Continental. Специалисты компании пока работают над тем, чтобы сделать возможным проверку форсунок, производимых Delphi. Тем не менее, вся необходимая электронная «начинка» уже интегрирована в CRI Piezo.

В тестовый набор включено все необходимое для всесторонней проверки пьезофорсунок. Дополнительно к испытаниям на утечку и количества впрыскиваемого топлива, с помощью предлагаемого набора можно проверить электрический модуль форсунки на наличие дефектов изоляции. Необходимые технические данные для сравнения результатов тестирования с заводскими характеристиками приведены на CD TestData, который доступен по подписке. Дополнительные данные о характеристиках компонентов топливных систем можно получить у поставщика данных Refdat.


Работа форсунок

Кроме этого, Bosch впервые предложил тесты для определения стабильности распыла топлива форсункой. Это очень точная проверка позволяет диагностировать специфические дефекты форсунок систем Common Rail. Из приятных «мелочей» – стенд получил новую систему фиксации форсунок, позволяющую уменьшить время установки форсунок и увеличить безопасность тестирования. С помощью монтажного комплекта на стенде одновременно можно закрепить до четырех обычных форсунок Common Rai, шесть соленоидов или пьезофорсунок.

Bosch EPS 708 Diesel test может также проверять топливные насосы систем Common Rail, произведенные как самой компанией, так и другими поставщиками. Стенд оснащен встроенной системой охлаждения. Такая система позволяет значительно снизить расход воды мастерской. Количество распыляемого форсункой топлива измеряется с помощью электроники. Электроника также регулирует давление насоса и подачу смазки. Рабочая область стенда закрывается прочным прозрачным колпаком. Он позволил отказаться от защиты над соединительной муфтой. В результате упростилась установка насоса на стенд и возросла безопасность оператора. Двигатель стенда немедленно останавливается, если защитный экран приподнять.

Электроника стенда следит за сервисными интервалами, контролируя и отображая состояние фильтров. К тому же система самодиагностики обеспечивает персонал достоверной информацией о состоянии стенда.

Кроме диагностического оборудования, Bosch предлагает своим клиентам наборы для ремонта форсунок топливных систем Common Rail. Стремясь к выполнению экологических норм двигателями, разработчики топливных систем ужесточают требования к производственным допускам комплектующих, что соответственно, влечет за собой высокие требования к восстановительным работам. По этой причине, новый ремонтный комплект для форсунок дизелей укомплектован оборудованием, позволяющим проводить измерение с точностью до одной тысячной миллиметра. Таким образом, мастерская может привести высококачественный ремонт, соблюдая нормативы на уровне требований завода-изготовителя. Залогом такого ремонта является интегрированная в программное обеспечение техническая поддержка с широкой базой данных.

Bosch рекомендует для профессионального использования ремонтного набора по работе с системами CRI/CRIN пройти соответствующее обучение в своем учебном центре Bosch Training Center.

Владимир Иванович Павлюшнев
Технический директор ООО «Факториал»,
кандидат техн. наук, член SAE

– Используется ли такое современное оборудование на Российских СТО?
– Оборудования, описанного в статье, не видел пока ни на одной фирменной СТО.
– Какие проблемы диагностики могут быть решены с приходом таких стендов, как предлагает Bosch?
– Без грамотной диагностики топливной аппаратуры не может быть достигнут уровень Евро 5 (как я понимаю, именно на транспорт Евро-5 и ориентирована эта диагностическая система).
– Можно ли полностью доверять технике при проведении диагностики а/м, или субъективную оценку специалиста нельзя исключать из процесса?
– Факт: один грузовик выпуска 90-х годов производит столько же выбросов, сколько 49 грузовиков, соответствующих требованиям Евро-5. Такой уровень техники не поддается субъективной оценке. Хотя к любой системе диагностики необходимо прикладывать грамотную голову.
– Какие проблемы относительно смазочных материалов обычно выявляются на диагностике? Какие решения предлагает Shell в этих случаях?
– Бортовая система диагностики масла уже давно выпускается Bosch.

Срок замены моторного масла определяется:

а) по назначенному производителем техники сроку работы масла определенного уровня качества, вне зависимости от его реального состояния. Выражается через максимальный пробег или наработку двигателя, например, 45 000 км или 250 мото-часов.
б) по фактическому состоянию, на основании результатов наблюдения за маслом в процессе работы, т.е. проводя периодически его анализ:

• в стационарной лаборатории;
• используя переносную/полевую мини-лабораторию;
• с помощью встроенной автоматической системы.

Мercedes-Вenz совместно с Shell разработали приведенную ниже схему изменяющихся интервалов смены масла в соответствии с режимом эксплуатации и качеством масла, определяемым стандартом производителя (спецификацией МВ 228.x). А далее, опираясь на статистически достоверный объем анализов масла, был отработан алгоритм программы для встроенной автоматической системы на базе автомобильного компьютера.
Такая автоматическая система DaimlerChrysler ASSYST (Aktivem Service System) с с 1998 г. устанавливалась на легковые а/м Mercedes.

Система с помощью датчиков контролирует параметры двигателя (скорость, нагрузка, температура воды и масла, уровень масла и др.) и степень загрязненности масла.

С 2006 года ASSYST system появилась на грузовиках Mercedes-Benz Actros.


Андрей Карасев