Российские надежды

После введения в 1993 году в Российской Федерации обязательной сертификации АТС такие показатели автомобиля, как надежность, долговечность, безотказность и ряд других потребительских свойств, характеризующих качество, остались вне сферы контроля на государственном уровне.


Во многих высокоразвитых странах, наряду с обязательными стандартами и регламентами, требования которых контролируются государством, широко распространены добровольные стандарты ассоциаций и других общественных организаций, таких как Международная организация по стандартизации (ISO), Общество инженеров автомобильной промышленности (SAE) США, в обоснованных случаях используемые для сертификации продукции. Главная же их задача – нацелить производителя на перспективный технический уровень продукции.
Аналогично, ассоциация автомобильных инженеров (ААИ) России в 1998 году предложила рекомендательный стандарт по классификации масел. Его название – РФ СТО ААИ 003-98 «Масла моторные для автомобильной техники. Классификация. Обозначение и технические требования».


Ряд стандартов ААИ по горюче-смазочным материалам (ГСМ) лег в основу разработки общероссийских стандартов.

Отдельным направлением в стандартизации ААИ становится работа с автомобильными компонентами. Имеется хорошая основа для их разработки в виде обширной базы Отраслевых стандартов бывшего Минавтопрома СССР.

Особенно нужными представляются стандарты, оценивающие уровень надежности, приспособленности АТС к условиям эксплуатации в России, устанавливающие рекомендации по уровню топливной экономичности, полному жизненному циклу автомобиля и др., работа над которыми начата экспертами ААИ. Следующим шагом в данном направлении работы должна стать добровольная сертификация по стандартам и на знак ААИ. И такой шаг уже сделан в отношении сертификации масел.

Возникновение стандарта ААИ 003-98 связано с тем, что в основу действующей классификации по ГОСТ 17479.1 положены показатели, регламентируемые значения которых не дают представления о реальных эксплуатационных свойствах масел. Стандарт ААИ вводит классификацию моторных масел, построенную по типу зарубежных классификаций, устанавливает общепринятые принципы обозначения масел с указанием их торговой марки.

Универсальные моторные масла, предназначенные для использования как в дизелях, так и в бензиновых двигателях, должны иметь двойное обозначение. Первым указывается обозначение, определяющее область основного применения масла, например, «Д3/Б3», по классификации ААИ.

Присвоение соответствующих категорий во всех классификациях ААИ производится по результатам испытаний масел на двигателях по специальным методикам.

Андрей Карасев