Без них не обойтись

Каждый автомобиль собирается из нескольких десятков тысяч деталей, которые официально именуются «комплектующими» или «компонентами». На сборочный конвейер каждого автомобильного завода работает несколько десятков заводов, выпускающих различные узлы и агрегаты, образующие новый автомобиль. Рынок компонентов крайне сложен и изменчив, его стабильность напрямую зависит от ситуации на автомобильном рынке. С другой стороны, изменение производства и поставок компонентов заметно влияет на развитие автомобилестроения.


В этом смысле наш рынок компонентов представляет собой явление неординарное. Дело в том, что на нем смешались интересы владельцев отечественных машин, импортных автомобилей, уцелевших российских автопроизводителей и тех компаний, которые организуют у нас сборку и вовлечены в программу локализации производства. В такой мешанине непросто разобраться, однако мы попробуем сделать это.

Исторически сложилось так, что к определенным советским автомобильным заводам, выпускавшим грузовые автомобили и автобусы, были привязаны определенные заводы -поставщики компонентов. Они были либо самостоятельными, либо входили в состав автомобильных гигантов на правах филиалов. По мере того, как рушились сами автозаводы, закрывались и эти заводы-спутники. Тех, кто уцелел, ждала незавидная учесть, опять же, в силу исторических особенностей нашего автопрома. Дело в том, что каждый изготовитель компонентов специализировался на довольно узкой гамме продукции, предназначенной для определенной модели. Но поскольку модельные ряды наших заводов не менялись десятилетиями, то и им не было смысла модернизировать свое производство. Резкий всплеск активности рынка коммерческого транспорта потребовал не только роста объемов выпуска комплектующих, а еще и доведения их качества до сколько-нибудь приемлемого уровня. Но у уцелевших изготовителей компонентов практически нет шансов наладить выпуск комплектующих высокого качества и в широкой гамме не только для нескольких компаний, но зачастую даже для модельного ряда одной конкретной марки.

Владельцы отечественных и некогда отечественных (а сейчас братских) автомобилей общаются со своими коллегами, которые работают на импортных автомобилях, и прекрасно знают о том, насколько наша продукция отстает от зарубежной. Кто-то пробует приспосабливать на отечественные машины детали иностранного производства, а кто-то и вовсе отказывается от российской техники из-за безнадежного отставания от конкурентов даже во многих второстепенных компонентах.


Еще хуже обстоят дела у тех западных компаний, которые организуют в России промышленную сборку своей техники. Напомним, что сейчас за это взялись Volvo, Scania, Renault, International, и другие. В соответствии с условиями контрактов, они обязаны обеспечивать локализацию производства за счет выпуска российскими заводами комплектующих для конвейеров этих компаний, а заодно и для обеспечения вторичного рынка. Но руководство компаний не торопится делать это, и их можно понять. На сегодняшний день у нас практически нет таких заводов, способных воспринять зарубежные технологии и организовать выпуск комплектующих узлов, агрегатов и компонентов. По сути, для обеспечения постоянно растущего парка импортной техники надо создать развитую отрасль производства комплектующих и компонентов практически на пустом месте. Государство кредиты на это дает не очень охотно, а вкладывать свои, зачастую значительные, средства «варяги» не торопятся.

Вот мы и перешли к вопросу ЧТО может наша промышленность сделать своими силами. Я думаю, что ответ на этот вопрос самый короткий из всех возможных – НИЧЕГО. Нет, резиновые коврики мы, конечно, можем. Но вот блоки ABS или амортизаторы CDC, современные трансмиссии, двигатели или коробки передач - увы . . . Но и это еще полдела. За последние годы мировое автомобилестроение все шире и шире использует на сборочных конвейерах не единичные компоненты, а целые конструкции и системы, поставляемые смежниками. А у нас такой практики нет и никогда не было, вот и приходится «пришлым» компаниям надеяться в развитии программ локализации только на себя.

Нельзя сказать, что российские бизнесмены, экономисты и политики смирились с упадническим состоянием отечественной отрасли производства автокомпонентов. Большинство существующих заводов в одиночку, конечно, из существующей ситуации выбраться не сможет. И одна из наиболее действенных форм преображения отрасли – формирование мощных производственных ассоциаций, способных организовать крупные отраслевые промышленные зоны, в которых работает сразу несколько промышленных предприятий.


Сегодня программы создания таких ассоциаций наиболее успешно реализуются в Санкт-Петербурге, где сформировались сразу две ассоциации, готовые взять на себя их производство – литейщиков, и изготовителей автокомпонентов. Первая ассоциация объединила как специализированные металлургические предприятия, имеющие собственные «литейки», так и участки литья различных НИИ, КБ и частных предприятий. Литейщики полагают, что благодаря совместным усилиям по внедрению прогрессивных технологий, нового оборудования, формирования маркетинговой политики, они уже в ближайшее время смогут предлагать автомобилестроительным компаниям до полумиллиона отливок из стали, чугуна и легких сплавов в год.

Санкт-Петербургская ассоциация производителей автокомпонентов, в свою очередь, образовалась недавно на базе нескольких предприятий, готовых поставлять свои изделия на конвейеры отечественных и зарубежных заводов. Как отметил в своем выступлении на третьем международном автомобильном форуме в Москве президент ассоциации Валерий Киселевич, ее члены обладают достаточным потенциалом для внедрения современных разработок и технологических решений с тем, чтобы организовать производство широкой гаммы комплектующих и компонентов.

Санкт-Петербург давно уже стал промышленной площадкой, на которой сосредоточено несколько сборочных производств легковых, грузовых автомобилей, и автобусов. И вот теперь здесь начала формироваться мощная производственная база для выпуска современных и высокотехнологичных автокомпонентов и комплектующих.

Вероятно, при сохранении тенденций в общем развитии России, можно надеяться на подобные образования и в других регионах нашей необъятной страны.

Леонид Круглов