Редко, да МЕТКО

Если основной статьей дохода Марокко являются апельсины, а России – нефть, то в Финляндии эту роль играет лесная промышленность. Неудивительно, что эта статья сосредотачивает в себе новейшие инновации. Само собой, техническая составляющая ни в чем не уступает компьютерным технологиям и экологическим инициативам.


С последними новинками суровой жизни скандинавских лесорубов можно ознакомиться на крупнейшей выставке – FinnMetko.

Проходит она раз в два года в финском лесу. В прямом смысле этого слова – где же найти лучшие условия для показа лесной техники в действии, если не в месте ее постоянной работы?

Разумеется, основную роль на выставке играет специализированная техника – всякие «валочно-сучкорезно-расряжевочные машины» (так хитро зовутся обычные харвестеры), форвардеры, диковинного вида спецтракторы, прицепы, транспортеры, погрузчики, транспортное оборудование, запчасти, биоэнергетическое топливо, шины, масла.

А также – гидравлические устройства и комплектующие изделия, дополнительные механизмы и принадлежности, измерительные приборы, сервисные услуги и расходные материалы. Ну, и сосиски с пивом, конечно.

Естественно, грузовой транспорт играет не последнюю роль в дереводобыче. Мы познакомились с последними новинками FinnMetko-2010 в хвойном лесу рядом с типичным городком Jamsa.

Интересно, что небольшая Финляндия зачастую является пионером в различных высоко-, и просто технологичных областях. В том числе и в рациональном использовании транспорта. Для перевозки продуктов лесной промышленности финны также опираются на собственные разработки и многолетний опыт эксплуатации.


Неудивительно, что десяток грузовиков и прицепов на выставке показывал последние достижения в хорошо известном и широко распространенном типе спецтехники – лесовозах. В отличие от типичной для России ситуации, где нормальным считается демобилизованный Краз – «лаптежник» с манипулятором «Синегорец» в масляных потеках, у северных соседей все гораздо современней. Скандинавская технология вывоза леса в пачках – сортиментах предусматривает использование автопоездов в составе длиннобазного шасси и трех-, или четырехосного прицепа. Естественно, в качестве основы для лесовоза используются современные европейские марки с мощным двигателем, пневмоподвеской, комфортной кабиной со спальным местом. Все большее значение играет компьютерное управление – не только собственно грузовиком, но манипулятором, и лесными машинами. Последними тенденциями в этой области являются отказ от полноприводной колесной формулы грузовика (видимо, временные дороги на финских вырубках стали еще лучше), и широкое применение подъемных осей, как на машинах, так и прицепах собственного производства. Надстройки тоже свои– на выставке были показаны лесовозы от десятка ведущих финских производителей – Alucar, Jyki, EHM, Nurmi, KKP и других. Последняя инновация – применение для коников новых, упрочненных сортов стали от именитой Ruukki. Впрочем, крупнейший их производитель, Alucar, по-прежнему делает ставку на алюминий.

Примечательно, что знаменитое финское качество привлекает все большее количество клиентов – за последние годы география поставок лесовозов местной «сборки» значительно расширилась, и включает даже Германию и Австрию, где полно собственных производителей.

Еще одна особенность финской лесозаготовки – почти полное использование потенциала делянки. Помимо собственно леса, финны вывозят и используют пни, сучья, ветки и торф. И для всего этого ими тоже используется специальный транспортный состав.


Как правило, оставшиеся после очистки стволов отходы измельчаются на месте. Для этого используются специальные установки, измельчители-чипперы, выполненные в том числе и на базе обычных грузовиков. Их производят несколько специализированных фирм – LHM Hakkuri, Kesla, Heinola . На выставке можно было увидеть их в работе, крайне эффективной. Установленный за кабиной обычный манипулятор подбирает сырье и отправляет в приемный лоток. Лента транспортера подает их в бункер, где зубчатый барабан перемалывает все в опилки, которые тут же выбрасываются в контейнер специальным агрегатом.

А контейнеры, в свою очередь, также специальной разработки, подъемные и со съемной крышей. Их производят другие, также специализированные фирмы. Поскольку опилки (или торф) обладают малым удельным весом, автопоезда для их перевозки обычно достигают максимальной длины в 25,25 метра. При этом их кузова обладают огромным объемом. Так, последняя разработка фирмы EHM, автопоезд под названием EnergyBoXX, перевозит за один раз 165 куб.м.


Самыми оригинальными машинами на шасси грузовиков следует признать особые транспортеры лесной техники, очень популярные в Финляндии. Они представляют собой длиннобазные одиночки с пониженными направляющими вдоль рамы, на которые опираются колеса харвестера или форвардера. Как и другие типы, их производят узкоспециализированные частные фирмы, вроде Ajokone. Интересно, что финны зачем-то используют как основу для «метсяконеауто» даже пятиосные шасси, хотя собственная масса спецтехники не превышает двадцати тонн.

Конечно, ни одна выставка коммерческого транспорта в Финляндии не может обойтись без самосвалов. Были они и на «Метко», самые разнообразные – пятиосные одиночки, прицепные, любимые здесь кассетные. Первую роль по-прежнему играют «гранды» этого направления – фирмы Jorpe, Jyki, KHT и Elg.


А вот из собственно грузовиков на FinnMetko новинок почти не было. Почти, потому что самой заметной являлось тяжелое пятиосное шасси IVECO Trakker, впервые построенное в Финляндии. Мы поговорили о нем, и не только, с Юхани Хавиа, директором по продажам на финском рынке.

– Это специфичное шасси, очень популярное в Финляндии под установку самосвального кузова, – рассказал он. – К сожалению, самый сильный стандартный двигатель IVECO Cursor развивает «всего» 500 л.с., а у нас любят мощные грузовики. Возможно, и поэтому доля итальянской фирмы на местном рынке невелика, не больше 20% (в сегменте среднетоннажников). Впрочем, в последнее время она увеличивается, и мы думаем, что новое шасси в этом поможет.


Построено оно очень просто – стандартному шасси 8х4 удлинили раму (кстати, крайне незаметно), и добавили подъемно-поворотную ось с односкатной ошиновкой. В результате у машины изменилась колесная формула на 10х4/6, и увеличилась грузоподъемность, почти на 10 тонн. Вместе с ней, конечно, выросла и цена – готовый самосвал подобных характеристик «потянет» на 170 000 евро.

Впрочем, естественно, никто в Финляндии не платит за машину сразу, тем более, наличными.

Нормальная схема покупки машины – кредит на пять лет с первым взносом до 30%. При этом, как правило, клиент отдает «в зачет» предыдущую машину, так что обходится без первоначального платежа. Как правило, грузовик эксплуатируется у первого хозяина лет десять, а затем обменивается на новый.

Примерно то же самое относится и к лесовозам. С той разницей, что пробеги у них все же меньше. Да и принадлежат они, как правило, частным владельцам, что сказывается на их содержании.

Впрочем, практически вся лесная отрасль Финляндии пока остается в руках частников, тем не менее, как показывает выставка, остается вполне прибыльной и при этом передовой. Вот бы нам так…

Антон Михайлов, фото автора