Куда катятся автобусы?

Развитие автобусного рынка и проблемы пассажирского транспорта обсудили 14 ноября на конференции «Автобусостроение», организатором которой выступил «АСМ-Холдинг».

На конференции присутствовали представители федеральных и региональных органов исполнительной власти России, руководители ведущих предприятий отрасли, а также лизинговые компании, организации кредитно-финансовой сферы и представители отраслевой науки.

По данным «АСМ-Холдинга», по итогам 2012 г. ожидается увеличение рынка автобусов относительно прошлого года на 3,6%, то есть общее количество проданной техники составит 67 500 ед. При этом доля отечественных автомобилей остается наибольшей — 42 000 ед. (62,2%), иномарки российской сборки (15,6%) и импортированные иномарки (17,5%) делят второе и третье места. И по-прежнему наименьший сектор составляет импортированная подержанная техника (4,7%).

При этом производство автобусов, по данным НАМИ, выросло на 0,7% в сравнении с прошлым годом, и составило 39 640 шт., из которых 33 080 шт. — это автомобили отечественных производителей.

Конечно, не обошли вниманием и факторы влияния на развитие рынка. Так, например, активно обсуждались таможенные пошлины на ввоз техники и утилизационный сбор. Выдвигались предложения по поддержке отечественного автобусостроения за счет стимулирования обновления парка транспортных средств.

В качестве мер стимулирования были предложены: дифференцирование ставок транспортного налога в зависимости от экологического класса и возраста колесных транспортных средств, дифференцирование страховых ставок ОСАГО в зависимости от возраста ТС, субсидирование предприятий по закупке автобусов отечественного производства из федерального бюджета. Также предлагалась маркировка техники в соответствии с экологическими классами с целью ограничения их движения на территориях с повышенным уровнем защиты окружающей среды и внесение дополнительных операций при проведении техосмотра с целью выявления усталостных разрушений и контроля за принудительной заменой элементов конструкции, влияющих на безопасность эксплуатации. Основными же задачами были признаны установление предельных сроков эксплуатации автобусов и создание современной индустрии утилизации автомобильной техники.



Обсуждались меры повышения экономичности использования автобусов за счет установки комбинированных силовых установок. По мнению НАМИ, такие гибриды обеспечивают повышение экономичности на 15-25% за счет снижения потерь на вспомогательные нужды, усовершенствования двигателя и выбора режимов работы, исключения холостого хода и использования рекуперативного торможения.

Кроме того, затрагивались вопросы по квалификации и трудоустройству персонала в области пассажирских перевозок, повышения экологичности транспорта, оптимизации эксплуатационных затрат и многое другое.

Вопросов по работе пассажирского транспорта остается очень много, а ответы на них не спешат появляться. И кажется, что в очередной раз за все попытки решить проблемы будут платить конечные потребители — пассажиры.