Карельский Интерлес

Проходившая в июне в Петрозаводске выставка «Интерлес ‘ 2011» не обещала ничего особо интересного. Тем не менее, оказалось, что, уступая по количеству, по качеству экспонатов она превзошла основную профильную выставку «Русский лес» в Вологде.


Собственно, ничего удивительного в этом нет, ведь Карелия — один из главных лесных регионов страны. Так, площадь земель лесного фонда Карелии — 14,5 млн га. Общий запас древесины — 943 млн куб. м. Последняя цифра превосходит вологодскую в два десятка раз.

Лесопромышленный комплекс Карелии производит 40% промышленной продукции республики. На предприятиях комплекса занято около половины всех работающих в промышленности. На долю республики приходится 24% общероссийского производства бумаги, более трети газетной бумаги, около двух третей бумажных мешков.

При этом удельный вес экспорта в объеме производства ЛПК Карелии составляет 38%. А поскольку Карелия непосредственно граничит с Финляндией, практически весь экспорт осуществляется грузовым транспортом. Поэтому неудивительно, что современные импортные лесовозы составляли на выставке уверенное большинство, а называлась она именно «Интерлес».


Классический российский лесовоз — полноприводное шасси КАМАЗ и отечественный манипулятор «Атлант-С»

Разумеется, отечественные производители выставку также не пропустили. Как мы уже говорили, Северо-Западный регион практически полностью перешел на передовую схему сортиментной заготовки. Поэтому все грузовые образцы выставки представляли собой именно сортиментовозы. Марочный состав отечественных производителей почти полностью исчерпывается КАМАЗами — на сегодняшний день это самое популярное шасси при покупке нового отечественного лесовоза. Именно такие образцы демонстрировали компании «НАБИ» из Вологды, и знаменитый «Астейс» из Челнов. Первая показала модель 43118 грузоподъёмностью 8600 кг с манипулятором «Соломбалец», вторая — более тяжелую 53228 (грузоподъемность 16 т) с манипулятором «Атлант-С» модели 185-14. Интересная тенденция — на выставке оказалось рекордное число полноприводных машин. Такими были не только оба упомянутых КАМАЗа, но и пять других образцов из шести.


Объем перевозимого миасским автопоездом сортимента — 73 куб. м

А самым экзотичным автопоездом следует признать далекого восточного гостя — сортиментовоз IVECO-AMT 633920 с прицепом САВ 83434. Миасский лесовоз представляет собой усиленный вариант IVECO Trakker грузоподъемностью 26 т. Раздвижной же четырехосный прицеп способен перевозить сортимент массой 29 т. Суммарный объем перевозимого автопоездом леса достигает внушительных 76 куб. м. Надо сказать, прицеп отчетливо доказывал последние тенденции — использование импортных агрегатов. Так, несмотря на исполнение для тяжелых условий, в конструкции использована усиленная рессорная подвеска BPW, тормозная система Wabco, дышло Rockinger и электрика Vignal.


Единственный прицеп-роспуск отличался простотой конструкции и яркой раскраской


Российско-немецкий полуприцеп Meusburger–Новтрак оснащен финскими стальными кониками производства фирмы Forestking

Говоря о прицепной технике, следует отметить, что на выставке были новинки отечественных производителей и в этом сегменте. Так, московский «Спецприцеп» продемонстрировал прицеп-роспуск серии 9942, полученный простой установкой сварных коников на обычный трубовоз. К его достоинствам следует отнести простоту конструкции, в частности, рессорную подвеску, и, как следствие, невысокую цену. А вот совместное предприятие «Meusburger–Новтрак» показало свой полуприцеп — лесовоз в исполнении Heavy Duty. Несмотря на малый собственный вес (около 6600 кг), он обладает вполне «взрослой» грузоподъемностью — до 38400 кг, а также импортными узлами.


Полноприводной «Мерс» 3346 вызывал пристальный интерес посетителей


Теперь в качестве лесовоза предлагается и Volvo FMX 6x6

Европейская же техника тоже обладала рядом схожих деталей. Как уже говорилось, на выставке преобладали полноприводные машины. Свои сортиментовозы на таких шасси показали Mercedes-Benz, Scania и Volvo. Причем последняя привезла новое усиленное шасси FMX, разработанное для строительной гаммы. Полная масса машины 35 т, мощность двигателя — 440 л.с. Надстройка и манипулятор — финского производства, Riikonen и Kesla соответственно. Вообще, финские производители традиционно известны на нашем лесозаготовительном рынке. Надстройки и коники именитого «Алюкара» были установлены и на Volvo FH, и на Scania P420, и даже на Mercedes-Benz 3346A. Последний, кстати, являлся примером тесного симбиоза на специфичном рынке.


Манипулятор Epsilon Palfinger M100 L в действии

Полноприводную машину мощностью 460 л.с. и полной массой 33 т представил питерский дилер «Звезда Трак». Надстройку и монтаж крана установил его партнер, компания «В-кран». Сам же манипулятор от всемирно известного Epsilon Palfinger поставляет питерский официальный представитель. Кстати, единственная фирма, превосходящая по качеству популярные у нас Kesla и Loglift, это как раз мировой лидер, немецкий концерн Palfinger. Разумеется, непревзойденное качество дешевым не бывает — стоимость М100 L97 около 34 000 евро, а при монтаже на отечественное шасси — еще больше. Однако, как показывал интерес профессионалов на той же выставке, высокая стоимость их не пугает, качество гораздо важнее.


На выставке можно было попробовать себя в роли оператора харвестера

Само собой, производители специального оборудования также не обошли выставку вниманием. В Петрозаводске снова был десяток мировых брендов, выпускающих харвестеры, форвардеры, чипперы и тракторы-трелевщики. Из «наших» опять приехали российско-белорусское СП «Амкодор-Велмаш», Онежский и Минский тракторные заводы. Из зарубежных стоит отметить датский Silvatec, финский Logset, японско-финский Komatsu–Valmet. Впрочем, лесозаготовка достаточно консервативная отрасль, и за полгода новинок в ней не появилось. Поэтому повторяться в описании спецтехники смысла не имеет, заметим лишь, что на «Интерлесе» ее можно было увидеть в действии.

Карельский «Интерлес» отчетливо показал сразу несколько тенденций. Во-первых, лесообрабатывающая, а значит, и лесозаготовительная отрасли от кризиса оправились вполне успешно, и стали бурно развиваться. Во-вторых, серьезные компании готовы вкладывать средства в передовые технические решения, и качество для них важнее дешевизны. А значит, вектор развития вполне укладывается в общемировые рамки, по крайней мере, в Северо-Западном регионе страны.