Наследство великой империи. Олдтаймер галерея Ильи Сорокина

«Ах, какую страну развалили»! Это высказывание стало лейтмотивом «Олдтаймер галереи Ильи Сорокина», прошедшей в конце марта в «Крокус Экспо». Почему? Да потому, что больше половины площади занимала экспозиция «90 лет гаражу особого назначения» и тени вождей бродили по выставке.


Мало кто из сегодняшней молодежи сможет представить себе управление советским ЗиЛ-157, потому что в нем не было ни одного усилителя! Народная молва наградила этот полноприводный армейский грузовик массой прозвищ, самые известные из которых – «Колун» и «Захар». Машину отличали крайняя простота, фантастическая проходимость и страшно холодная кабина.

Выпускался этот агрегат серийно с 1958 г. в основном для вооруженных сил, где ему на смену пришел ЗиЛ-131. Самое интересное, что он выпускался более 35 лет, вплоть до 1992 г., а отдельными сериями из задела деталей – до 1994 г. Массово использовался в колхозах и лесхозах по причине высокой проходимости, неприхотливости и объема кузова.


А вот моя мечта и боль – ГАЗ-51. Именно на этом грузовике в одиннадцатилетнем возрасте я впервые сел за руль и, пока мой дядька в компании с отцом выпивали «за приезд», я успел укатить километра за полтора, но не справился с управлением, и снес бабке Матрене весь забор и часть бани. Пороли меня, как вы понимаете, совершенно нещадно. Однако подавляющее большинство тех, кому сейчас 40-45 лет, начинало свой путь в автомобилистику именно за рулем этой машины – самого распространенного грузовика СССР.

Проектирование базового автомобиля началось в феврале 1937 г., но помешала война. В мае и сентябре 1944 г. построили два новых образца ГАЗ-51 (прототипом послужил ленд-лизовский International серии КВ), а в июне 1945 г. – еще два, окончательно отработанные (предсерийные). Машина вышла удачной и предельно простой. Грузовик, как повелось в СССР, производили 31 год – достаточно частое долголетие. Последний ГАЗ-51А сошел с конвейера 2 апреля 1975 г. и был отправлен в заводской музей. Общий тираж «газонов» этой серии составил 3 481 033 экз.


Следующий экспонат – откровенный раритет – полугусеничный ЗиС-33.
В 1939 г. по инициативе Н.С. Хрущева для знаменитой трехтонки ЗиС-5 был разработан гусеничный движитель, в таком виде в 1940 г. было выпущено 4539 машины. ЗиС-33 приняли участие в Советско-финской войне, где доказали свою неважную проходимость. Машина использовалась как грузовик и артиллерийский тягач. К сожалению, она отличалась огромным расходом топлива, а сами гусеницы часто выходили из строя; представляете, каково это – менять гусеницу на сорокаградусном морозе под обстрелом бравых финских снайперов?

Неудивительно, что демобилизованные экземпляры были переделаны гражданскими автотранспортниками в обычные ЗИС-5.


Было на что посмотреть и любителям трофейной техники. Самый распространенный грузовик Вермахта, Opel Blitz, появился в апреле 1937 г., и выпускался вплоть до 1944 г. Возможно, этот грузовик стал самым выпускаемым в Германии. За годы производства промышленностью Третьего рейха было изготовлено 82356 грузовиков этой марки. Огромное количество этих машин осело на территории СССР как трофейные. Водители тех времен ценили машину за простоту конструкции, ремонтопригодность и исключительную живучесть.


Полицейский кабриолет для транспортировки персонала на шасси Mercedes-Benz L2500 Polizei 1939 г. воспринимается как курьез. А между тем, с 1932 по 1937 гг. на заводе «Мерседес» в Гаггенау было произведено 1093 ед. шасси L/O 2500 с бензиновыми двигателями, еще 6074 ед. – с дизельными. Вероятно, автомобиль сохранился до наших дней благодаря тому, что не участвовал в боевых действиях. Полицейский полк «Южная Норвегия», которому принадлежал данный экземпляр, состоял из обычных батальонов полиции порядка. На сегодняшний день нет информации о других сохранившихся автомобилях Mercedes L2500.


Машина связи на базе полугусеничного бронетранспортера Hanomag (Sd.Kfz 251/3) до сих пор производит жуткое впечатление. Видимо это наследственное, ведь наиболее массово бронетранспортеры Sd. Kfz.251 всех модификаций использовались на советско-германском фронте. Эти машины использовались вермахтом, войсками СС и люфтваффе на всех фронтах вплоть до конца войны — на 1 марта 1945 г. в войсках их имелось 6540 ед. Трофейные Sd. Kfz.251 (часто с перевооружением) применялись как союзниками, так и Красной Армией.

После Второй мировой войны модернизированный бронетранспортер Sd. Kfz.251/1 Ausf. D некоторое время производился в ЧССР и вплоть до 80-х гг. под обозначением ОТ-810 состоял на вооружении Чехословацкой Народной Армии.


Пройдя под аркой, оказываемся на территории «Гаража Особого Назначения» (ГОН). Удивительно красивый, с точки зрения дизайна, ЗиЛ-118К «Юность», – второе поколение автобусов на базе легковых лимузинов. Автобус получил агрегаты шасси от ЗИЛ-114, а с 1975 г., вслед за легковым аналогом, – трехступенчатую автоматическую коробку передач вместо двухступенчатой. Такие машины в 70-80-х гг. работали в ГОНе, гаражах «Интуриста», Министерства обороны, и других государственных организаций высокого уровня. На базе двух автобусов старой серии и одного – новой, построены автомобили специализированной скорой медицинской помощи, обслуживавшие Четвертое управление Минздрава СССР. Несколько «Юностей» использовалось КГБ в качестве носителей спецоборудования, отдельные машины работали на телевидении. В год ЗИЛ стабильно строил 6-8 автобусов.


Ну, и как апофеоз всего этого великолепия – бронированный ЗиЛ-41052, снаряженная масса – 5255 кг, рабочий объем двигателя – 7,7 л, мощность – 315 л.с., максимальная скорость – 180 км/ч. При этом крайне неудобное водительское сиденье и тонкий, скользкий эбонитовый руль. (Вот и попробуйте мне доказать, что это не грузовик). После смерти Сталина бронированные автомобили были забыты, не разрабатывались и не использовались руководством партии и государства. Хрущев, подчеркивая свой демократизм, предпочитал ездить в открытых автомобилях с кузовом типа «фаэтон». Необходимость бронированного автомобиля для руководителей государства была осознана после неудачного покушения на жизнь Леонида Брежнева 22 января 1969 г., во время которого водитель ЗИЛ-111 Жарков получил смертельные ранения.


В середине зала выстроился нынешний президентский кортеж. Если вы еще не в курсе, то знайте, что кортеж президента сопровождают коммерческие фургоны Volkswagen Transporter T5 и Mercedes-Benz Sprinter 524. А сам президент передвигается, как легко понять, на бронированном Mercedes-Benz S600.

К сожалению, как недвусмысленно высказался начальник охраны президента, все благие призывы пересадить главу государства на отечественную машину остаются утопией – АМО «ЗИЛ» не в силах построить машину, соответствующую современным требованиям по безопасности и комфорту. Нет ни инженеров, ни квалифицированных рабочих…

Вот уж, действительно – «Какую страну мы потеряли»…