Выставка «Российский лес – 2010» в Вологде

В Вологде уже в пятнадцатый раз прошла выставка «Российский лес» – крупнейшая выставка, представляющая весь спектр продукции и услуг лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности. Революционных новинок на ней не было, тем не менее, на ней отчетливо видны основные тенденции российской лесной отрасли.


На сегодняшний день в России проводится не меньше трех десятков аналогичных выставок в год. Разумеется, подавляющее большинство из них – карликовые, с парой-тройкой участников, и сотней гостей. А наиболее известной и репрезентативной является именно вологодская. Ведь область входит в пятерку крупнейших по лесозаготовке, площадь ее лесничеств – 255 000 га, а запасы древесины превышают 49 000 000 куб. м. Кроме того, успеху выставки сопутствует и удачное географическое положение Вологды. Так что закономерно, что в этом году в выставке приняло участие более 200 компаний.

По официальной статистике, лесная отрасль России оказалась одной из наиболее пострадавших от кризисных явлений – некоторые ее сегменты сократились более чем на 50%.


Автомобильная составляющая была широко представлена машинами для перевозки древесины. На сегодняшний день Россия, вслед за Европой, развивает передовую схему сортиментной заготовки. Такой тип позволяет бережнее относиться к вырубаемому участку леса, но требует больших затрат в технической части. Поэтому неудивительно, что практически все грузовые образцы представляли собой именно сортиментовозы. Марочный состав отечественных производителей почти полностью исчерпывался КАМАЗами – на сегодняшний день это самое популярное шасси при покупке нового лесовоза машины в глубинной России. В качестве исходного обычно используется полноприводное шасси 43118 грузоподъемностью 8600 кг, реже – более грузоподъемные 65111(53220) – 65115. На исходное шасси устанавливаются лесовозная платформа с кониками, гидравлика и манипулятор (в большинстве – Великолукского или Соломбальского заводов). Такие машины производит добрая сотня компаний по всей России. Конечно, в Вологде также выставлялись две местные фирмы, с очень похожими машинами.

Как рассказали представители одной из них, с незамысловатым именем «Грузовая техника», такие лесовозы составляют подавляющее большинство заказов.

– В год мы собираем около сотни сортиментовозов. Различий немного: грузоподъемность 8 – 12 тонн; колесные формулы – 6х4 или 6х6, делятся примерно поровну. В последнее время участился выбор машин с двигателями Cummins, коробками передач «ZF-Кама», модернизированными кабинами. Как следствие, меняются и цены: базовый простой грузовик стоит около 2 000 000 руб., машина с импортными агрегатами и рестайлинговой кабиной – 2 700 000. Однако многие предпочитают еще более простой вариант – конверсионный. На «демобилизованный» из армии Урал или КрАЗ устанавливается дизель ЯМЗ, коники, – и машина готова. Такой вариант можно найти дешевле полутора миллионов рублей.

Это, кстати, основная отечественная тенденция – ставка на недорогой и простой отечественный лесовоз. Содержать и ремонтировать «в лесу» такую машину проще, а о комфорте и эргономике для водителя пока мало кто задумывается.
Учитывая предпочтения россиян, две машины выставил и украинский КрАЗ. Вероятно, самый «бюджетный» в СНГ сортиментовоз модели 6233М6 без манипулятора имеет грузовую площадку длиной 6 м, грузоподъемность 15700 кг, и стоит 2 200 000 руб.


Второй экземпляр демонстрировал вымирающий в России тип лесовозов – тягач с роспуском. Имеющий собственное имя «Лесник» тягач 6х6 с односкатными шинами оснащается 330-сильным ЯМЗ-238, способен перевозить 26200 кг хлыстов. Примечательно, что прицеп у него – белорусского производства, завода МАЗ. Шансов найти покупателя у этого автопоезда немного – хлыстовой тип заготовки уменьшается, и в основном сохраняется в сибирском и дальневосточном регионах.


А самый любопытный отечественный лесовоз демонстрировала фирма «Астейс». Построенный на модернизированном шасси КАМАЗ-6520, он оснащен алюминиевой надстройкой финского производства. Однако для снижения цены на него установлен отечественный манипулятор Майкопского производства «Атлант-С 90». В результате его стоимость составляет 3 100 000 руб.


Переходя к импортной технике, следует сказать, что на нашем лесозаготовительном рынке традиционно сильны финские производители. Неудивительно, что единственным примером импортного лесовоза был автопоезд на шасси Scania P 420 с прицепом именитой JYKI. Представители фирмы на выставке, конечно, были и рассказали о позиции «Юки» на нашем рынке.

– Мы продаем свои лесовозы в России уже более 30 лет, – сказал Марку Юлинен, менеджер по экспорту. – По нашим данным, сейчас в отрасли работает около 1000 прицепов. Интерес к нашей продукции по-прежнему большой. Конечно, во время кризиса спрос серьезно упал, но сейчас отчетлива тенденция на выправление ситуации.

Правда, спрос несколько сдерживает цена. Увы, за бескомпромиссное качество и удобство надо платить немалые деньги. Так, выставленный экземпляр автопоезда стоит около 230 000 евро. Правда, ресурс и удобство работы у него принципиально другие.

Разумеется, не обошли выставку вниманием и производители специального оборудования. Здесь также присутствовали отечественные и зарубежные производители. Уже упоминавшаяся сортиментная лесозаготовка использует два основных типа спецмашин – харвестеры и форвардеры. Их производят десятки именитых производителей, в большинстве – скандинавские.

Они различаются назначением, и схожи конструктивно. Основная часть из них представляет собой колесное шасси с шарнирно-сочлененной рамой. Передняя и задняя части рамы соединены универсальным шарниром с двумя степенями свободы. Колесная формула, как правило, 6х6 и 8х8 для более мощных моделей, применятся и 4х4, для более легких и маневренных. Для снижения удельного давления машины на грунт ширина шин на большинстве моделей составляет 600 мм.

Трансмиссия машин гидростатическая или гидромеханическая, имеющая два скоростных диапазона. Это обеспечивает плавное движение в лесу, и благоприятно сказывается на взаимодействии машины с почвой. Манипуляторы, устанавливаемые на харвестерах, несут сложную комбинированную конструкцию с вылетом около 10 метров и грузовым моментом 90–100 кНм. На конце манипулятора навешивается харвестерная головка. При этом одна и та же модель харвестера может оснащаться различными головками по требованиям заказчика.


В Вологду приехал десяток мировых брендов, выпускающих подобные продукты. Наши компании с недавних пор тоже присоединились к элитному кружку. Так, сразу несколько моделей были представлены лидером этого сегмента, российско-белорусским СП «Амкодор - Велмаш». Основу машин из местных комплектующих производят белорусы, а гидравлику и манипуляторы поставляет завод из Великих Лук. Понятно, что цена простых машин ниже зарубежных аналогов. Так, 4-осный форвардер стоит 8 500 000 руб., 3-осный харвестер – 9 800 000 руб. Неудивительно, что последний был продан уже в первый же день работы выставки. Кстати, теперь на эти форвардеры возможна установка импортных манипуляторов.

Не считая «вечноживого» трактора «Онежец» в пожарной ипостаси, а также автопоезда с трактором «Беларусь», больше отечественных экспонатов лесозаготовки не было. В отличие от зарубежной техники.


Как уже говорилось, одними из самых авторитетных производителей лесозаготовочной техники являются скандинавы, особенно финны. Неудивительно, что на выставке присутствовали финские Valmet, Logset, Ponsse, шведский Rottne, датский Silvatec. Все они конструктивно схожи между собой, да и цены примерно равны. В зависимости от опций, стоимость машины колеблется в диапазоне 350 - 450 000 евро. Интересно, что это относится как к харвестерам, так и относительно более простым форвардерам. Это связано с тем, что таможенная пошлина на форвардеры составляет 25%, а на харвестеры – только 3%. По причудливой логике наших таможенников, первая категория почему-то не является спецтехникой.


Говоря о харвестерах, нельзя не отметить особенности одного из них – финского «Валмета». В отличие от прочих конкурентов, его кабина расположена на одной площадке с манипулятором, что улучшает обзор и сводит до минимума напряжение мышц шеи и спины оператора. Кроме этого, площадка в базе оснащается электронной системой выравнивания относительно поверхности земли, что также упрощает работу. Неудивительно, что именно эти харвестеры много лет являются одними из лидеров рынка, – их в России уже более пятисот.

Подводя итоги, можно заметить, что, во-первых, лесной рынок России начал понемногу выходить из кризиса. И, что более важно, он развивается в соответствии с общемировой тенденцией. И если этот вектор не изменится, через какое-то время он уже не будет отличаться от других в худшую сторону.