Консtruckтор. Марке Autocar исполняется 105 лет

Сто пять лет исполняется машинам малоизвестной ныне марки Autocar, которая почти сотню лет была синонимом самых надежных и выносливых американских грузовиков.



В 1897 г. талантливые инженеры, братья Луис и Джон Кларки, основали маленькую фирму Pittsburgh Motor Car в одноименном городе и начали выпуск легковушек. Однако, посчитав имя слишком провинциальным, его сменили на нейтральное Autocar, а в 1907 г. появился первый 1-тонный грузовик Autocar U XVIII.

В индексе модели восемнадцатью латинскими цифрами была зашифрована мощность двигателя. Кстати именно эта модель стала первым в мире серийным грузовиком с кабиной над двигателем.

В серию эта машина пошла в том же году. Оппозитный 2-цилиндровый двигатель располагался горизонтально под кабиной, дальше шла 3-ступенчатая коробка передач Brown-Lipe и карданная передача заднего моста.

Более мощная модель, «U XXIV», имела двигатель в 24 л.с., грузоподъемность до 2 т и стала ультрапопулярной на рынке. Пережив несколько модификаций, она выпускалась аж до 1929 г., и общий тираж превысил 30 000 шт., — неслыханное дело для той эпохи.


На рекламном проспекте — модель U XVIII 1911 г. еще с литыми шинами



4-тонный самосвал Autocar U24 еще не имел закрытой кабины



Уже по тем временам машины были весьма передовыми по конструкции. Неудивительно, учитывая талант Джона Кларка, ведь это именно он начал использовать в грузовиках карданный привод, циркуляцию масла для лучшего охлаждения двигателя, а полученный им патент на свечу зажигания с фарфоровым покрытием был продан знаменитой Champion и используется до сих пор.

Во втором десятилетии прошлого века Autocar располагал довольно широкой линейкой из 19 моделей, в том числе полноприводных, грузоподъемностью до 7,5 т с собственными двигателями. Прочность обеспечивалась мощными рамами на болтах вместо заклепок. Параллельно выпускались 1-3-тонные электромобили.

Большим успехом фирмы стало появление в начале 1930 гг. совершенно новой цельнометаллической кабины в компоновке «над двигателем». Ее устанавливали на семейство «U» (от сокращения under cab — под кабиной). У водителей ранняя кабина получила прозвище «суицидная» — за двери, открывавшиеся против хода; позднее их перевесили в нормальное положение. Авторитет фирмы был таким высоким, что ее начали копировать другие гранды: White, Mack и GMC. С 1935 г. началось применение дизельных двигателей Waukesha, а затем и Cummins на бескапотных шасси.

Все вместе привело к росту объемов производства, и в 1929 г. Autocar продал 3300 единиц, правда, в дальнейшем продажи неуклонно снижались, в связи с наступлением Великой депрессии.

В 1938 г. началась лицензионная сборка машин в Нидерландах фирмой Kromhout.

Благодаря широкому ассортименту выпускаемых машин фирма получила большой заказ на производство полноприводных грузовиков и тягачей во время Второй Мировой войны. Это были двухосные бескапотные машины грузоподъемностью 2,5-6 т все того же семейства «U» с разными бензиновыми моторами мощностью до 112 л.с., 5-супенчатыми коробками передач. Всего за годы войны армии было поставлено 70 000 машин.

К гражданской продукции фирма вернулась в 1944 г., имея около 100 дилеров на территории США, однако продажи стали ухудшаться. Клиентам предлагалась скромная гамма унифицированных машин. Если в капотную серию входило 5 моделей с широким рядом грузоподъемности (6-19 т), то некогда ведущая бескапотная сократилась до 3 моделей в узком диапазоне 6-8 т. На всех использовались собственные бензиновые двигатели в 119-165 л.с., лишь самые мощные варианты оснащались дизелем Cummins NV-600 в 150 л.с.


В 1930-х появилась новая кабина, с так называемыми «суицидальными» дверями



Именно такие необычные модели DC-7366S собирались и продавались в Голландии


В 1953 г. балансировавший на грани банкротства Autocar перешел под контроль компании White, бывшей в ту пору лидером североамериканского грузового рынка. Он перевел производство на другой, принадлежавший ему завод в г. Экстон, Пенсильвания. Именно тогда впервые появилась специализация, создавшая авторитет фирме — изготовление тяжелых, прочных и мощных шасси и тягачей для строительства, лесной и нефтедобывающей промышленности. В основу легли самые тяжелые версии прежних семейств «С» и «DC». Параллельно Autocar разработал дорожную капотную гамму «А» уменьшенной собственной массы. Применение алюминиевых сплавов в раме, кабине и элементах шасси позволило повысить грузоподъемность на 2,5 т, однако особых успехов на этом поле достичь не удалось.

Тогда же сформировалась фирменная идеология внимания к потребителю Custom Engineering, принесшая «Отокару» прозвище «лучшего в мире» (задолго до Kenworth, кстати).

В следующее десятилетие Autocar продолжил наращивать грузоподъемность своих машин, используя более мощные двигатели Cummins и Caterpillar, до 375 л.с. В это время впервые на машинах появилась собственная кабина Custom на торсионной подвеске, с опорами из неопрена.


Самый мощный дорожный тягач — Autocar AP-19 1964 г.



Знаменитый Construcktor и 30 лет спустя в строю и хорошем состоянии



Самой мощной машиной марки стал выпущенный в 1964 г. тяжелый тягач АР-19 с полной массой автопоезда 400 т, оснащенный мостами Hendrickson, автоматической коробкой передач Allison и дизелем Cummins KT V-12 мощностью 750 л.с.

В течение седьмой декады века семейство магистральных тягачей «А» было представлено двумя базовыми моделями (4x2 и 6x4), но оно так и не выдержало конкурентной борьбы на узком рынке. Основная ставка была сделана на строительную серию «DC», в которую входили одиночные машины, седельные тягачи и самосвалы, а также специальные шасси 6x4 и 6x6 с разными дизелями с турбонаддувом мощностью 210-430 л.с. и сторонними агрегатами. Ее особенностью стали болтовые рамы из хром-молибденовых сплавов, с высотой лонжеронов 273 мм и толщиной до 16 мм.

Это были времена максимального величия компании, ее продукция была известна не только в США, но и экспортировалась во многие страны Европы, Африки, Австралию и Южную Америку. В Израиле и Нидерландах была налажена сборка из машинокомплектов.

В 1975 г. унифицированная строительная гамма Autocar получила имя собственное — Construcktor (игра слов: «грузовик-строитель»). Через три года его должно было сменить обновленное семейство «Констрактор-2», но к этому времени у материнской компании начались серьезные финансовые проблемы, и разработки были свернуты.

В целях дальнейшей экономии средств, в 1980 г. производство всех машин Autocar перевели на другой завод, в г. Огден, Юта, где собирались машины принадлежавшей Уайту Western Star. В том же году шведская Volvo, решив выйти на американский рынок, выкупила компанию White, сохранив Autocar как подразделение. Там продолжился выпуск все той же серии «DC» и седельных тягачей «AT64F» с более вместительными кабинами.



Даже дорожная версия AT64F использовалась в качестве тяжеловозов



Этот самосвал, вероятно, имеет самое длинное название марки: Autocar-Volvo-White-GMC ACL84



Выпускаемая ныне машина Autocar Xpeditor очень популярна в роли мусоровозов



В 1988 г. с присоединением тяжелого отделения GMC группа получила длинное обозначение Volvo White GMС Heavy Truck Corporation. Однако, по запросам клиентов, новая тяжелая строительная серия ACL сохранила собственное имя Autocar. В нее входило 12 унифицированных моделей с разными колесными формулами (4x2, 4x4,6x4, 6x6, 8x4). Полная масса колебалась в пределах 16-45 т, мощность разных двигателей — 264-525 л.с.

С июля 1995 г. на всех автомобилях сложная марка сменилась на Volvo, но до конца производства серия «ACL» отличалась хромированными табличками Autocar на капоте. Кстати, ее лишь в 2000 г. сменила серия Volvo VHD.

Мало кто знает, но история марки не закончилась — группа энтузиастов во главе с Э. Тэйцем выкупила права на марку Autocar и развернула в Индиане производство трех моделей — низкокабинной Xpeditor (некогда разработанной White), коммунальной Xpert и портовых тягачей Xpotter.