Куба: заповедник для грузовиков

Среди стран с самобытной транспортной картиной есть одна, стоящая особняком. Это – «остров свободы», знаменитая Куба. Конечно, она широко известна как райский уголок для отдыха, но при этом ее грузовая картина привлекает не меньше внимания, пусть и в узких кругах.


Сложилась она благодаря собственному социально – политическому пути. До революции 1959 г. остров был крайне популярным у богатых слоев американского общества (ведь от Штатов до Кубы – какие-то 90 км). Неудивительно, что бежавшие в панике после революции янки бросили свои авто здесь, и они до сих пор являются основным транспортом кубинцев. И речь не только о легковых – до настоящего времени несколько тысяч грузовиков несут американские марки и выпущены до 1959 года.

После революции руководство страны, как известно, выбрало социалистический путь развития, и основным партнером на долгие годы стал Советский Союз. Помимо военной техники, сухогрузами на Кубу начали поступать грузовики всех отечественных марок.


Знаменитый пассажирский Camello с тягачом-КрАЗом на набережной Варадеро


Двухосное американское шасси, капот от КрАЗа, кабина от «Урала» и местный зерновоз – типичный кубинский грузовик

А кроме того, в больших количествах туда поставлялись и запасные части, которые использовались для ремонта не только наших, но и любых других машин. Ведь США ввели против Кубы строгое эмбарго, не отмененное до сих пор, а потому оригинальных запасных частей для американских машин взять было просто неоткуда. Поэтому по всей Кубе разъезжают удивительнейшие «уродцы», собранные из разных деталей производства всего мира. Ведь, кроме советского автопрома, сюда поставляли свою технику и другие «братские» страны, и здесь все еще много «Иф», «Робуров», «Романов», и прочего. Кроме того, кубинцам полюбились старые «американцы», – и они закупают их в небольших количествах в качестве «second hand» из соседних стран.

Еще одна особенность местного рынка – слияние грузового и пассажирского транспорта. Автобусов не хватает, и потому перевоза людей осуществляется грузовиками. Причем на трасе водитель любой государственной машины обязан брать попутчиков. В результате на выезде из любого городка есть места, где после работы собираются толпы горожан, которые штурмуют любой грузовик, плотно набиваясь в него, и стоя едут в соседний городок. Но, как принято на Кубе – почти даром и с песнями.



Это не «вражеский» International, a Famsa мексиканской сборки

А в крупных кубинских городах можно встретить другой невиданный пассажирский транспорт – камейо (то есть «верблюд). Это – кустарно сработанный из списанных автобусов полуприцеп, влекомый любым грузовым тягачом – безкапотным американским International или допотопным советским КрАЗом. Свое название они получили за характерную «горбатую» форму, а вмещают они до трехсот пассажиров за раз. Они появились в конце 80-ых на время кризиса, но производят их до сих пор различные мастерские. Вообще, распад СССР сказался на экономике острова Свободы сильнее, чем на любом другом партнере. Ведь вся кубинская экономика фактически спонсировалась Союзом – мы закупали невообразимое количество сахара, табака и фруктов, поставляя взамен нефть и промышленные товары. Увы, в новую эпоху пришлось искать новых партнеров.


Советская самоделка – шасси ЗиЛ-130 с кабиной 157-ого


В этом чудовищном конструкторе уже не распознать International 60-летнего возраста

На какое-то время Куба тесно сходится с Венесуэлой. Бесноватый антиамериканист Уго Чавес боготворит бородача Фиделя и потому снабжает остров почти дармовым бензином.

Вот только с промышленностью помочь он не в силах – аграрная Венесуэла автопромом не славится. Тем не менее, какое-то время Куба имела свою автопромышленность – по лицензии испанской Pegaso на окраине Гаваны собирали грузовики собственной марки Taino, и полуприцепы к ним.


Здесь сохранилось немало социалистических машин, как этот румынский Roman


Грузопассажирский Chevrolet готовится к междугороднему рейсу

Постсоветский автопром, впрочем, сюда вернулся, но довольно вяло. Ведь поставки МАЗов и КАМАЗов в последнее время исчислялись сотнями штук в год, и их объемы вряд ли серьезно вырастут. Пожалуй, единственным, кто серьезно повел здесь бизнес, стал украинский КрАЗ. Около пяти лет назад, учитывая большое количество машин в эксплуатации, кременчужцы предложили кубинцам поставлять узлы с завода, которые силами местных мастерских будут устанавливаются на старые машины. Фактически речь идет о планомерном капремонте всех КрАЗов на острове.


Нормы Euro 5 на Кубе явно не в ходу


Настоящий кубинский грузовик марки Taino

Неудивительно, что основным нынешним партнером Кубы становится Китай. Он тоже продолжает строить социализм и при этом имеет серьезные интересы в регионе. Большинство новых автобусов – китайских марок, да и грузовиков появилось уже немало. Похоже, заповедник уникальных самоделок уходит, превращаясь в заурядный рынок китайского автопрома. Так что спешите на Кубу, иначе можно опоздать…