Грузовики ленд-лиза. Вклад в войну

«Если у соседа в доме пожар, мы одолжим ему шланг, а когда он справится с огнем – заберем его обратно». Примерно так 32-й президент США Франклин Делано Рузвельт объяснил журналистам суть принятого Конгрессом закона о ленд-лизе.


Среди номенклатуры ленд-лизовских поставок грузовики занимали особое место. Именно с их помощью миллионы тонн стратегических грузов перевозились из морских портов прямиком на фронт или же на тыловые склады и базы.

Хронология

Строго говоря, закон о ленд-лизе был принят конгрессом США еще 11 марта 1941 г., то есть до нападения Германии на Советский Союз. Первоначально этот закон был разработан для оказания помощи Великобритании, и только потом его применили к СССР. Правда, применили довольно быстро.

Справедливости ради необходимо отметить, что в Советский Союз технику по ленд-лизу поставляли не только США, но и Канада с Великобританией. Первой помощь прислала как раз Великобритания, которая сама тратила огромное количество сил и средств на борьбу с авианалетами Люфтваффе.

В самый напряженный период боевых действий, связанный с обороной Москвы в конце 1941 г., в северные порты прибыли первые корабли с английскими автомобилями. Примерно в это же время стали появляться и первые машины из американских поставок. Часть из них успели принять участие в заключительных операциях битвы за Москву. В 1942 г. количество поставок значительно возросло. Главным путем доставки грузов поначалу являлись арктические морские караваны, но после гибели печально знаменитого конвоя PQ-17 логистику поставок значительно переработали. После знаменитой трагедии основной поток автомобильной техники стал попадать в Советский Союз через Иран.

В иранские и иракские порты автомобили доставлялись по морю в виде машинокомплектов. На берегу их собирали и своим ходом через Иранское нагорье отправляли к южным границам СССР, и далее на фронт. Для этих целей в портах Хорремшехр, Бушир и Рафадайя были созданы автосборочные заводы.

1943-й год принес с собой дальнейший рост поставок автомобилей по ленд-лизу. Мощности автосборочных заводов в Иране и Ираке были увеличены. К вышеперечисленным местам сборки добавились производственные площадки в Шуйабе и Андимешке.

Главенствующая роль основного поставщика теперь принадлежала США, активно поставлять технику также начала Канада.


Легендарные реактивные минометы БМ-13 «Катюша» на шасси Studebaker US6. Этот экземпляр – из экспозиции мемориального комплекса Парк Победы в Москве.

В 1944 г. объем поставок был снова увеличен почти наполовину, а вот номенклатура значительно сократилась. Красная Армия определилась с наиболее подходящими моделями, и упор делался именно на них. Произошли и изменения в логистике. Иранский маршрут стал терять свое значение. Победы союзников на море позволили вновь вернуться к арктическим конвоям, а сборка организовывалась непосредственно на территории Советского Союза.

Сборочные предприятия были созданы на всей европейской части СССР. Занимались сборкой ленд-лизовских машин и крупные автозаводы — ГАЗ, ЗИС, КИМ. Сборочная площадка в Минске со временем трансформировалась в еще один столп отечественного автомобилестроения — МАЗ.

В этом же году был отработан и дальневосточный путь поставок ленд-лизовских грузов. Автосборочные заводы в Иране были закрыты, успев собрать для СССР более 184 тыс. автомобилей.

По официальным данным, к 1 мая 1945 г. в Красной армии находились 218 тыс. автомобилей, полученных по ленд-лизу. Это составляло более трети всего военного автопарка. Что это были за машины?

Номенклатура

К середине войны настоящий автомобильный интернационал трудился на фронтовых дорогах СССР. Грузовики фирм Dodge, Chevrolet, GMC, Ford, Mack, International, Albion, Austin, Marmon, Reo, Bedford, джипы Willys и Bantam на отечественных дорогах стали столь же привычным явлением, как легковые иномарки сейчас.


Chevrolet G7107 грузоподъемностью 1,5 т – самый известный двухосный полноприводный грузовик Ленд-Лиза.

В СССР ввозились более полусотни моделей от пяти английских и семи американских фирм. Среди них были не только бортовые грузовики, но и спецтранспорт, например, авиационные топливозаправщики и шнекороторные снегоочистители. Естественно, разномарочность парка доставляла огромное количество эксплуатационных хлопот. Ленд-лизовские автомобили были технически сложнее советских «полуторок» и ЗИСов, зарубежная техника требовала качественного топлива. Тысячи машин выходили из строя не по боевым, а по сугубо «бытовым» причинам. Неудивительно, что действительно массово применялись в итоге всего лишь несколько наиболее жизнеспособных моделей.

Самым знаменитым и живучим был, безусловно, трехосный полноприводный грузовик Studebaker US6.

Легендарный «Студер»

Studebaker US6 был, пожалуй, самым удачным ленд-лизовским грузовиком.
Разработанная в 1941 г. модель US6 была запущена в серийное производство на заводе фирмы Studebaker в городе Саут-Бенд, штат Индиана. Но так как производственные возможности материнской фирмы были ограничены, к производству машинокомплектов US6 подключили фирму Reo из Мичигана.


Американский 2,5-тонный полноприводный трехосный автомобиль Studebaker US6 – самый знаменитый грузовик ленд-лиза.


На одном из опытных образцов горьковского полноприводного двухосника ГАЗ-63 использовали кабину от ленд-лизовского грузовика Studebaker US6.

Одним из факторов успеха машины на Восточном фронте стал двигатель фирмы Herkules. Довольно компактный шестицилиндровый 5,4-литровый карбюраторный мотор развивал очень приличные по тем временам 95 л.с. Кроме того, этот двигатель отличался низкой степенью сжатия — 5,6 против 6,1-6,75 у других ленд-лизовских иномарок. Именно этот фактор позволял «Студебеккерам» относительно беспроблемно работать на низкокачественном советском топливе.

Сцепление для машины поставляла фирма Lipe-Rollway, коробки передач и демультипликаторы — компания Worner, ведущие мосты — Timken, а электрооборудование — Autolite. Все это — премиум-бренды тех лет.

Из выпущенных 207 тыс. машин этого типа более половины попали в СССР. Они использовались не только как грузовики общего назначения, но и в качестве самосвалов, тягачей, топливозаправщиков, ремлетучек. Но самой «забойной» модификацией, в прямом смысле слова, была комбинация «Студер + Катюша».

Абсолютное большинство легендарных советских гвардейских реактивных минометов БМ-13 «Катюша» было смонтировано на шасси американских полноприводных трехосников.


Chevrolet G7107 грузоподъемностью 1,5 т – самый известный двухосный полноприводный грузовик Ленд-Лиза.


Гвардейский миномет «Катюша», пусть не массово, но все же монтировался и на шасси Chevrolet G7107.


Двухосник Chevrolet G7107, переоборудованный в пожарную автоцистерну, служил в Западной Белоруссии.

«Катюшу» ставили и на другие ленд-лизовские шасси, например на двухосник Chevrolet G7107, но только «Студер» со своим мощным двигателем и тремя ведущими мостами давал батареям «Катюш» высокую мобильность, проходимость по бездорожью и приличную скорость передвижения по асфальту.

Советско-американский оружейно-автомобильный тандем олицетворял собой гремучую смесь дерзкой русской смекалки и расчетливого гения американской инженерии.

Все четыре колеса

Еще один выдающийся автомобиль ленд-лиза — «Додж три четверти» (Dodge 3/4), перевозивший 750 кг — те самые «три четверти» тонны груза. Это был этакий «большой джип». Подобного типа автомобилей в СССР не было, а именно он оказался наиболее подходящим для разведрот и артполков.


Китайский народ приветствует своих освободителей – воинов Красной Армии. Освободители передвигаются на Dodge WC-51 с самодельными дугами. Манчжурия, август 1945 г.

Самые известные модификации Dodge WC51 и Dodge WC52 отличались друг от друга наличием/отсутствием лебедки. Буквы WC — это сокращение от слов Weapons Carrier, то есть «носитель оружия». Двигатель «Доджа» развивал 92 л.с., что было весьма прилично даже для большого грузовика, а для автомобиля такого типоразмера — вообще отличный показатель.

В Красной Армии «Доджи» начинали службу как тягачи дивизионных противотанковых пушек, а затем значительно шире стали использоваться во всех родах войск. На них ездили в разведку, сопровождали войсковые колонны. В их кузовах устанавливались радиостанции и зенитные пулеметы. Использовались автомобили Dodge WC и в качестве аэродромных тягачей.


Willys MB на захваченном Красной Армией японском аэродроме. Манчжурия, город Дунь-Хуа, сентябрь 1945 г.

Ну, и конечно, нельзя не упомянуть легендарный Willys MB – родоначальника всех современных внедорожников. Исключительно удачная, рациональная конструкция и продуманная форма кузова придавала легкому командирскому внедорожнику неповторимое обаяние. Willys MB с 60-сильным двигателем обладал отличной динамикой, большой скоростью, хорошей маневренностью и проходимостью. Его малые габариты, особенно ширина, позволяли ездить, например, по партизанским тропам, где могла пройти только пехота.

Оценка

Мог ли СССР обойтись без ленд-лиза? В советской историографии утверждалось, что, конечно же, мог, поэтому и про сам ленд-лиз, и про его составляющие вспоминали редко.

Но сейчас мы можем смело утверждать — значение ленд-лиза огромно. Ведь это не только военные автомобили. За годы войны «пожарный шланг» Рузвельта, помимо 400 с лишним тысяч автомобилей, «прокачал» через себя 22150 самолетов, 12700 танков, 35170 мотоциклов, более 8000 тракторов, почти 2000 железнодорожных локомотивов, 105 противолодочных кораблей, 3 786 000 шин, 123 150 т тротила, 4 478 000 т продовольствия и сотни тысяч тонн металла. Известно даже количество поставленных пуговиц. Их ввезли 257 723 498 шт.

Маршал Жуков говорил: «Нельзя отрицать, что американцы нам гнали столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну…»

«Или возьмем поставки автомобилей. Ведь мы получили, насколько помню, с учетом потерь в пути около 400 тысяч первоклассных по тому времени машин типа «Студебеккер», «Форд», легковые «Виллисы» и «амфибии». Вся наша армия фактически оказалась на колесах, и каких колесах! В результате повысилась ее маневренность, и заметно возросли темпы наступления. Да-а… Без ленд-лиза мы бы наверняка еще год-полтора лишних провоевали», – это уже слова легендарного сталинского наркома Анастаса Микояна.

Кроме того, автомобили ленд-лиза оказали самое непосредственное влияние на облик практически всех советских армейских грузовиков первого послевоенного поколения, о которых мы расскажем в следующих материалах рубрики.