По осени считаем. Продажи коммерческого транспорта по итогам трех кварталов

В разгаре посткризисного становления рынка СМИ страны пестрели информацией о том, как повысились продажи всего, что можно продать. И не в последнюю очередь всех волновала ситуация в автомобильной отрасли. И вроде бы в этом сегменте дела шли тоже в гору, но своя ложка дегтя должна быть везде. Насколько повлияли встряски прошедшего полугодия на продажи коммерческого транспорта?



Ассоциация Европейского Бизнеса опубликовала данные розничных продаж конечным покупателям и производителям ранее не зарегистрированных надстроек, т.е. новых автомобилей.

К сожалению, эта статистика не охватывает абсолютно все марки, представленные на рынке, а располагает данными только по компаниям, являющихся действительными членами Ассоциации. Таким образом, в статистике нет таких крупных игроков, как IVECO, Volvo и DAF. Последние, напомним, открыли представительство в России в мае 2011 г. и уже к концу прошлого года реализовали около 1500 грузовиков. На нынешний год план DAF Trucks Rus — 2700 автомобилей, что соответствует 10% на рынке европейских брендов.


Восточные братья

Не хватает для полной картины и некоторых так называемых азиатских представителей (на то она и Ассоциация именно европейского бизнеса), хотя наиболее мощные из них — Hino, Hyundai, Foton — в статистике участвуют. Интересно было бы посмотреть и на «старого нового» знакомого — марку JAC. Официальная история марки в нашей стране началась только в нынешнем году, однако первые цифры уже прозвучали. JAC Motors Rus до конца года планирует реализовать не менее 300 автомобилей и выйти на уровень продаж в 2-3 тыс. автомобилей в год. Правда, не уточняется, какие именно автомобили имеются в виду.

Более полную картину, с учетом данных по всем крупным игрокам рынка, можно будет оценить в период подведения годовых итогов. Однако тенденции рынка уже сейчас можно легко проследить на примере представленной статистики от АЕБ. Также мы приведем мнение специалистов «АСМ Холдинга», которые озвучили общие итоги и прогнозы по состоянию рынка в январе-августе 2012 г.


Строгие цифры

Все автомобили разделены на следующие 4 сегмента: легкий коммерческий транспорт полной массой от 2,8 до 6 т.; средние грузовики полной массой от 6 до 16 т., тяжелые грузовики полной массой свыше 16 т.; автобусы. Данные, приведенные ниже (за исключением некоторых брендов сегмента легкого коммерческого транспорта), иллюстрируют продажи только компаний-членов Комитета производителей коммерческого транспорта АЕБ.



Комментирует Андрей Чурсин, председатель Комитета коммерческого транспорта АЕБ: «Как и прогнозировалось участниками Комитета коммерческого транспорта АЕБ, рынок продолжает умеренный рост по сравнению с прошлым годом. Введение утилизационного сбора несколько замедлило прирост продаж в конце третьего квартала, особенно это отразилось на сегменте тяжелых грузовиков. Но мы уверены, что конец года традиционно будет активным».

В трех кварталах 2012 г. продажи легких коммерческих автомобилей выросли на 9% по сравнению с тремя кварталами 2011 г. Было продано 135 229 машин, в отличие от 123 784, реализованных в трех кварталах 2011 г.

В сегменте средних грузовиков продажи выросли с 7 678 шт. в трех кварталах 2011 г. до 8 531 шт. в трех кварталах 2012 г., то есть на 11%. Сегмент тяжелых грузовиков снизился на 5% — с 19 499 единиц в трех кварталах 2011 г. до 18 507 единиц в трех кварталах 2012 г.

Продажи автобусов увеличились на 14% — с 3 169 единиц в трех кварталах 2011 г. до 3 616 шт. в трех кварталах 2012 г.

По прогнозам компаний-членов Комитета коммерческого транспорта АЕБ, в 2012 г. рост продаж продолжится.


«Россияне»

Остается самый главный вопрос — как дела у КАМАЗа? У крупнейшего отечественного производителя все в порядке. Хотя в официальных заявлениях он тоже испытывал «волнение по поводу вступления России в ВТО».

Подразделения единого технологического цикла КАМАЗа в сентябре сдали более 4,1 тыс. машкомплектов. Всего же с начала года их выпущено 39,4 тыс. единиц — на 19% больше, чем за тот же период прошлого года. В начале года покупатели отмечали, что не последнюю роль в их выборе сыграло улучшение технических характеристик автомобилей КАМАЗ, а также обновление модельного ряда и вывод на рынок рестайлинговых грузовиков с двигателями Cummins, коробками передач ZF, обновленной и улучшенной кабиной.



Напомним, что по итогам первого квартала нынешнего года, доля КАМАЗа на рынке тяжелых автомобилей (14-40 т) составила 44%. Далее оборот шел только в гору — первое полугодие компания закончила с 15%-ным приростом относительно аналогичного периода в прошлом году. А с 1 августа КАМАЗ снизил цены на некоторые комплектующие на 50%, стал лучшим экспортером и так далее. Не будем забывать и плотную работу с корпоративными клиентами, имеющими неплохое финансирование. Плюс к этому завод двигателей и СП «КАММИНЗ КАМА» выпустили и отгрузили своим потребителям в сентябре почти 4,6 тыс. двигателей и силовых агрегатов. За три квартала изготовлено этих видов продукции 41,8 тыс. единиц, на 15% больше, чем за девять месяцев прошлого года.

В сентябре выпущено продукции диверсификации на сумму более одного миллиарда рублей, а всего с начала года — почти на 8 млрд. руб. Дилеры, сервисные центры, корпоративные и другие потребители КАМАЗа получили с начала года запасных частей на сумму более 10,4 млрд. рублей, в том числе в истекшем месяце — на 1,2 млрд.

Но и без упоминания об этих факторах всем понятно, что великий «К» жил, жив и будет жить.


Статистика от «АСМ-холдинг»

По данным аналитической и консалтинговой компании «АСМ-холдинг», российские продажи грузовиков в январе-августе 2012 г. выросли по отношению к первым восьми месяцам 2011 г. на 22,2% до 246,52 тыс. ед. Абсолютный рост продаж зафиксирован во всех сегментах рынка. Отгрузки отечественных автомобилей увеличились на 8,4% до 109,64 тыс. ед. Рыночная доля этого сегмента, составлявшая годом ранее чуть более половины рынка, сократилась на 5,6 пункта до 44,5%, однако он продолжает удерживать позицию крупнейшего рыночного сегмента. Продажи «российских иномарок» увеличились с 13,02 тыс. до 17,82 тыс. грузовиков, а их рыночная доля прибавила 0,7 пункта до 7,2%.

Положительному сдвигу способствовало освоение и наращивание производства фургонов Ford Transit компанией «Форд Соллерс Елабуга». Тем не менее, совокупная доля произведенных в России грузовиков (отечественных и иномарок) снизилась от 56,6% до 51,7%. Импорт новых грузовиков (включая поставки из Белоруссии) вырос на 34,2% до 104,12 тыс. машин с увеличением рыночной доли на 3,7 пункта до 42,2%. Продажи импортированных подержанных машин увеличились в 1,5 раза до 14,94 тыс. ед. при расширении их доли на 1,2 пункта до 6,1%.

Наиболее интенсивный рост импорта из стран вне Таможенного Союза наблюдается в секторе грузовых автомобилей полной массой свыше 20 т (рост на 128,7% по данным за 8 месяцев 2012 г.), а также в секторе грузовых автомобилей полной массой от 5 т до 20 т (+51,1%).