Барометр экономики. Интервью DHL Express



Не только в России, но и во всем мире логистика в целом, и экспресс-доставка в частности, являются своего рода барометром состояния экономики. На сегмент срочных перевозок влияют активность международной торговли и интенсивность внутренних потоков дистрибуции. Чем интенсивнее международная и внутренняя торговля, тем выше потребность бизнеса в логистических услугах.

Об особенностях развития рынка экспресс-доставки в РФ мы беседуем с директором по маркетингу компании DHL Express в России Еленой Емельяновой.


— Елена Николаевна, расскажите, пожалуйста, о том, как проходило продвижение услуги экспресс-доставки на российском рынке и на рынках стран СНГ?

— DHL пришла на территорию России в далеком 1984 г. — в тот период работа велась на основе партнерства с одним из объединений тогдашнего «Внешторга».

Сами понятие и термин «экспресс-доставка» тогда были еще не известны, не существовало как такового логистического рынка, таможенное законодательство было далеко от совершенства, а о технических возможностях сегодняшней логистики можно было только мечтать.

После того, как в начале 1990-х было учреждено собственное российское подразделение DHL, началось освоение и активное развитие регионов и стран СНГ. В некоторых городах офис открывал один сотрудник, который первое время совмещал в себе все функции — от курьера до директора регионального представительства. Курьеры также выполняли множество функций, будучи, например, одновременно коммерческими представителями или таможенными декларантами.

Эта стратегия помогла нам сформировать клиентскую базу еще тогда, когда другие компании в этой отрасли только начинали задумываться о создании своей сети в России и СНГ.

Елена Емельянова работает в области логистики и экспресс-доставки более 20 лет. В ее задачи как директора по маркетингу DHL Express в России входит контроль над выполнением коммерческих целей компании в соответствии с общей бизнес-стратегией. К российской команде DHL Express присоединилась в 2010 г. Образование — высшее филологическое, а также профессиональный диплом в области маркетинга Чартерного института маркетинга (Великобритания).
Основным акционером DHL является Deutsche Post DHL. Выручка Группы компаний в 2010 г. составила порядка 53 млрд. евро. Сеть DHL охватывает более 220 стран мира. В компании работают свыше 275 000 сотрудников.


— Сформировался ли рынок экспресс-доставки в России? Как он развивается?

— Интересно отметить, что, по оценкам экспертов, в общем объеме транспортно-логистических услуг в России доля сегмента экспресс-доставки в среднем составляет около 2%. Для сравнения — в Европе доля срочных перевозок, как минимум, вдвое больше. Это свидетельствует о том, что российский рынок экспресс-доставки далек от насыщения, и есть существенный потенциал для роста.


— Можно ли сравнить рост внутреннего рынка экспресс-доставки и рынка международных отправлений?

— Оба эти рынка развиваются очень динамично, при этом на сегодняшний день темпы роста экспресс-перевозок внутри России несколько превышают международные. Этому есть логическое объяснение: в стране улучшаются экономические связи между регионами, растет внутренний спрос. Одновременно мы также отмечаем опережающие темпы роста перевозок между странами, входящими в Единое экономическое пространство — опять-таки наша отрасль является барометром торгово-экономических процессов.


— Что можно сказать об основных игроках на рынке экспресс-доставки в России и СНГ?

— Сегодня на российском рынке активно работают международные компании — так называемые игроки «большой четверки». Они занимаются как международной доставкой, так и доставкой по России.

Можно также отметить 4-5 российских операторов экспресс-доставки, которые оказывают услуги преимущественно по доставке внутри страны, реже — еще и в страны СНГ. Кроме того, есть небольшие «нишевые» компании, специализирующиеся на доставке внутри одного региона либо одного города.




— Потребители услуг экспресс-доставки в России — кто они? Что чаще всего отправляют и куда?

— Мы работаем как с юридическими, так и с физическими лицами, но большая часть наших клиентов относится именно к корпоративному сектору. Отраслевая структура наших клиентов также достаточно закономерна — это, например, банки с разветвленной региональной сетью, автомобильные компании, ритейлеры, фармацевтические компании.


— Меняется ли структура и характер экспресс-отправлений?

— Сегодня мы наблюдаем значительный рост спроса на доставку к определенному времени — например, к 9:00, 10:30 или 12:00 следующего рабочего дня. Если еще несколько лет назад срочная доставка требовалась в основном для документов, то сегодня, в результате широкого распространения электронного документооборота с одной стороны и роста конкуренции на товарных рынках с другой стороны, мы перевозим все больше дорогостоящих грузов.


— Какие проблемы стоят на пути дальнейшего развития этого вида услуг в стране и в ближнем зарубежье?

— Нерешенным остается ряд вопросов, касающихся законодательной базы, которая регулирует деятельность операторов экспресс-доставки. Это относится, в том числе, и к таможенному законодательству.

Однако создание Таможенного союза и Единого экономического пространства очень благоприятно сказалось на рынке экспресс-доставки: внутри ЕЭП наш сегмент логистического рынка растет в 2,5-3 раза быстрее, чем доставка между странами, входящими в ЕЭП, и другими государствами.


— Почему, по Вашему мнению, в России экспресс-доставка отстает по срокам от этой же услуги в Западной Европе?

— На сроки доставки влияют расстояния, транспортная инфраструктура, интенсивность грузопотоков. В Европе и расстояния несопоставимы с российскими, и инфраструктура отличается от российской весьма существенно.




— Поделитесь, пожалуйста, прогнозами относительно дальнейшего развития рынка.

— В обозримом будущем мы ожидаем дальнейшего увеличения спроса на услуги утренней и дневной доставки и индивидуализированные логистические решения для различных отраслей: автомобильной, телекоммуникационной, индустрии высоких технологий, ритейла и др.

Рост онлайн-торговли, особенно в регионах, потребует разработки новых решений, упрощающих взаимодействие продавцов, которыми являются интернет-магазины, с покупателями.

Именно бурное развитие онлайн- и дистанционной торговли станет одним из основных факторов роста на рынке экспресс-доставки — это как раз тот случай, когда логистика становится неотъемлемой частью бизнеса торговых компаний.


— Какому производителю, каким маркам и моделям отдают предпочтение в вашей компании при комплектации подвижного парка в России? Какова численность вашего автопарка?

— Выбор коммерческого автотранспорта — непростая задача. Наша компания об этом знает не понаслышке: в России мы управляем собственным автопарком с 1992 г., и сейчас в него входит уже более 900 автомобилей (в основном это малые коммерческие машины Volkswagen Caddy, Volkswagen Transporter, Ford Transit Connect и Ford Transit Van).

Объявляя тендер на приобретение машин, мы приглашаем к участию в нем только производителей сопоставимых по основным параметрам автомобилей. Скажем, целесообразно выбирать между Volkswagen Caddy, Ford Transit Connect, Renault Kangoo. А, например, в линейке Mercedes моделей такого класса вообще нет.

Здесь следует заметить, что, к сожалению, автопроизводители пока что не предлагают полноценных решений по послепродажному обслуживанию коммерческих транспортных средств. ТО и гарантия — это стандартные опции, как для частных лиц, так и для корпоративных клиентов, но речь идет именно о решениях для корпоративных клиентов с территориально распределенным автопарком. Конечно, они предоставляют прайс-листы с рекомендованными ценами, оказывают помощь в нестандартных ситуациях, но готовых решений для корпоративных клиентов не предлагает никто, тем более, если речь идет об обслуживании региональных сетей.

В связи с этим я уверена, что в ближайшее время весомое конкурентное преимущество получат те производители, которые будут серьезно анализировать, как их клиенты используют коммерческие автомобили, и станут их консультировать, чтобы повысить качество эксплуатации автопарка.