Опережая время. Шинный бизнес Goodyear

Когда-то мы рассказывали о цехе по восстановлению шин Goodyear. Однако о деятельности самой компании в России разговора не было. Наверстывая упущенное, мы побеседовали с Алексеем Платовым, директором отдела коммерческих шин российского представительства Goodyear Russia LLC, о местной деятельности одной из крупнейших шинных компаний.

— Охарактеризуйте, пожалуйста, «грузовую» деятельность Goodyear на современном этапе в мире и России.

— В мире есть три ведущие шинные компании, которые производят грузовые шины, каждая из них занимает примерно 20% рынка. Мы входим в эту тройку лидеров. Наш московский офис представляет европейское подразделение Goodyear. Российский рынок – один из наиболее масштабных. Если говорить о вторичном рынке грузовых шин, который нам наиболее интересен на сегодняшний момент, то он составляет, по разным данным, от 6 до 10 млн шин.

— Какова специфика ведения шинного бизнеса именно в России? Сколько дилеров у компании, где они расположены территориально?

— На сегодняшний момент у нас 97 дилеров, которые расположены в разных регионах России. В местах наибольшего спроса — городах-миллионниках — компания имеет своих коммерческих представителей. Они есть в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Краснодаре. Что касается дилеров, то, в основном, это компании, работающие с разными поставщиками. Особенность бизнеса такова, что не так много компаний могут себе позволить продвигать только один бренд или только одного производителя. Тем не менее, у нас есть два таких партнера.

С точки зрения общения с клиентами есть тоже несколько важных моментов, касающихся именно России. К сожалению, здесь конечный потребитель еще не достиг полной эффективности ведения своего бизнеса. Пройдет время, прежде чем работа на эффективную окупаемость станет для них приоритетом. У нас даже был неудачный опыт, когда мы предлагали бесплатно провести тест нашей продукции в «полевых условиях», но клиенты не понимали, зачем это нужно.



— Сколько «семейств» грузовых и автобусных шин марки Goodyear поставляется сегодня в Россию?

— Хочется сразу заметить, что легкий коммерческий транспорт в шинной промышленности относится к сегменту легковых автомобилей. У нас есть шины для дальнорейсовых перевозок, региональных перевозок, для автобусного парка и спецтехники. Для каждого сегмента шины разрабатываются с учетом особенностей сферы применения. Например, для условий бездорожья разработаны шины со специальным герметиком, который «залечивает» повреждения, позволяя продолжить движение. А автобусные шины Goodyear Urban имеют дополнительный слой каучука, защищающмй боковину, что продлевает срок эксплуатации и исключает быстрое истирание боковой части при парковке у тротуара.

Сейчас выпущено второе поколение шин, которое обладает определенными свойствами с точки зрения экономии расхода топлива, безопасности и комфорта движения. Правда, к сожалению, пока не все владельцы автопарков обращают на эти параметры внимание.

— А каковы пути распределения товарных потоков? Вероятно, часть идет по линии поставок запчастей, а часть поставляется прямо на сборочные производства изготовителей грузовиков и прицепной техники?

— В Европе Goodyear поставляет свою продукцию на заводы практически всех крупных автопроизводителей. Однако в России такая практика не получила пока распространения. На сборочное производство наши шины ввозятся только в том случае, если узел приходит уже в сборе из Европы. Наша же основная «аудитория» — это продажи на вторичном рынке.

— Не секрет, что большинство грузовых шин через определенный промежуток времени отправляется не в переработку, а на процедуру восстановления. Где Goodyear рекомендует это делать? Есть ли авторизованные «восстановители»?

— В России компания Goodyear сотрудничает с тремя предприятиями по восстановлению шин, которые сертифицированы и используют материалы компании — торговой марки Next Tread, — в Москве, Санкт-Петербурге и Тольятти. Так как эти предприятия не принадлежат компании, они обслуживают не только наши шины, а являются мультибрендовыми, что удобно для конечного потребителя. Технология, используемая на этих заводах, — технология холодного восстановления, которую рекомендуем в российских условиях. Особенностями работы цехов является то, что сбор каркасов проводится АТП в данном регионе. Это позволяет экономить средства на транспортировке и хранении продукции. До конца года мы планируем заключить договоры еще с двумя предприятиями по восстановлению шин — в южном регионе и в Сибири.


Технология Goodyear для автоматической подкачки шин (Air Maintenance Technology (AMT)

— Goodyear знаменит своими успехами в автоспорте. Хотя бы тот факт, что Goodyear — самая успешная шинная марка в истории Формулы-1, говорит о многом. Есть в вашей линейке и специальные шины для трак-рейсинга. Они так и называются Goodyear Truck Racing. Расскажите более подробно об этих спецпокрышках, микрочипах, уже опробованных в автоспорте, и об особенностях производства спортшин в Люксембурге.

— В этом году европейское подразделение Goodyear в который раз заключило договор о статусе официального поставщика шин на соревнования по гонкам на грузовиках. Правда, если в прошлом у нас был опыт поддержки конкретной команды (Renault), то сейчас, насколько нам известно, принято решение не выделять какую-либо марку, а быть спонсорами для всех участников.

— Поговорим о технологиях. Недавно Goodyear представила грузовые шины со встроенным микрочипом для повседневного коммерческого использования. Насколько мы понимаем, пока «микрочип» — это что-то вроде электронного паспорта шины, позволяющего перевозчику облегчить трудозатраты на учет «парка» своих шин. Правильно?

— На сегодняшний день существуют две перспективные разработки. Первая — это технология автоматической подкачки шин, которая была представлена на Женевском автосалоне в легковом исполнении. Но эта технология будет реализована и на грузовых шинах. Она разрабатывается в центре исследований в Люксембурге. Такая технология может дать толчок для развития целой инфраструктуры, основанной на новых реалиях, а именно — на отсутствии необходимости переживать за возможный спуск колеса. Автоматический датчик давления будет посылать сигнал на специальный насос, встроенный в шину, который, в свою очередь, будет поддерживать постоянное рекомендованное давление путем периодической подкачки. Такая технология — это еще один шаг в направлении безопасности дорожного движения, экономии топлива и заботы об экологической обстановке. Ведь наши специалисты подсчитали, что разница в давлении шины по сравнению с рекомендованным всего в 0,5 бар на примере легковых автомобилей значительно увеличивает расход топлива на два полных бака в течение года.



Второе важное инновационное решение, которое очень актуально для владельцев автопарков, — специальный микрочип, встраиваемый в шину и содержащий сведения о маркировке и уникальные идентификационные данные, которые считываются специальными сканерами. Данные передаются и обрабатываются в специальной программе Fleet Online Solutions. Такая технология позволяет вести учет шинного парка, вовремя проводить замену, а также отслеживать шины в случае кражи. Такая система не требует больших денежных затрат, так как своим клиентам Goodyear рекомендует ее при покупке. Однако она позволяет значительно экономить средства на техобслуживании автопарка.

— А каковы планы компании по развитию деятельности в России? Ходят слухи, что Goodyear откроет производство в России. Прокомментируйте.

— Ближайшие планы связаны с развитием географии предприятий по восстановлению шин, но открытие собственного производства пока не планируется. В целом стратегия компании в России заключается в постоянном диалоге с владельцами автомобилей. Главная задача — научить людей экономить средства с помощью наших разработок, донести идею грамотного ведения бизнеса с использованием продукции, которую предлагают производители техники и комплектующих, перестроить сознание владельцев автопарков на внедрение технологий, которые работают на перспективу.

Мы хотим получать обратную связь от наших клиентов и тем самым совершенствовать и свой бизнес. Goodyear зарекомендовала себя как инновационная компания, которая предлагает решения, немного опережающие свое время.

И мы бы хотели, чтобы эти решения помогали нашим клиентам в построении их бизнеса.

Goodyear является одним из крупнейших в мире производителей шин. В линейку Goodyear Dunlop Europe для грузового транспорта
и автобусов входит более 400 различных шин в 55 типоразмерах.
Число сотрудников компании составляет приблизительно 72 000 человек, а ее продукция выпускается 55 предприятиями в 22 странах мира. В Огайо и Люксембурге расположены два Центра инноваций Goodyear, которые занимаются разработкой самых современных продуктов и услуг.
В 2011 г. продажи компании составили $22.8 мрд, что на 21% выше, чем в 2010 г. Доля продаж в российском регионе составила 45% от общего дохода компании в прошедшем году, что подчеркивает ключевую роль отечественного подразделения в развитии компании Goodyear.