Опасный апрель 2012-го. Правила перевозки опасных грузов

Изменения в правовой базе перевозок грузов автомобильным транспортом пока еще горячо обсуждаются. Новые Правила уже действуют, но еще не во всех сферах. Так, перевозчики опасных грузов пока не до конца разобрались, чем же грозят перемены, и как надо действовать в сложившихся условиях.


В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом» № 272, с апреля 2012 г. перестают действовать Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (ППОГАТ), уступая полностью свое место Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).

Привычный хаос

Как это в России бывает обычно, любая попытка что-то упорядочить и прояснить ведет к хаосу в том или ином масштабе. Не обошлось без него и в сфере перевозок опасных грузов. Причем неразбериха началась не с постановления Правительства сего года, а гораздо раньше — со вступления России в соглашение ДОПОГ, по образу и подобию которого в срочном порядке были сверстаны ППОГАТ. Несостыковки российской действительности с международными требованиями мало кого волновали, кроме непосредственных участников перевозок, поэтому изменения в документ хоть и вносились, но как-то скромно. В результате более 15 лет каждый трактовал Правила так, как было удобно или выгодно ему. Так, инспекторы ГИБДД, зачастую имея на руках лишь инструкции в виде сильно упрощенных картинок, основанных на ППГОАТ, руководствовались этим «документом» при выявлении нарушений. Доказать что-то тому, кто в глаза не видел нормативных документов, очень непросто. Еще тяжелее, если этих документов в глаза не видел сам водитель.



Сейчас же, с приходом нововведений, следовало бы систематизированно провести обучение водителей, представителей контролирующих организаций, руководителей транспортных компаний согласно ДОПОГ, причем свежего образца (обновления документа происходят каждые два года). Однако, как ни прискорбно, во многих образовательных учреждениях по подготовке водителей или ответственных к перевозкам опасных грузов (как, например, НОУ ДО Коломенский компьютерный центр дополнительного образования) до сих пор почему-то встречаются такие постулаты: «Программа обучения разработана в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 02.07.1997 г. № 68 «О ходе подготовки и переподготовки водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов» на основе ДОПОГ (двухтомник, который издается организацией объединенных наций) и ПОГАТ (национальные правила перевозки опасных грузов РФ)». Получается, что подготовка и переподготовка водителей пока еще не подверглась никаким изменениям, а кто быстро спохватился, ведет обучение просто на базе ДОПОГ, без учета национальных Правил. Отсюда вопрос — кто, когда и каким образом обязан разработать актуальные методики и рекомендации по подготовке персонала в сфере перевозок опасных грузов?

Техника

Кроме порядка обучения и получения допуска водителей к перевозке опасных грузов, существует еще и допуск транспортных средств к таким перевозкам. Тут действует Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, утвержденный постановлением Правительства в 2009 г. Этот регламент полностью соответствует требованиям ДОПОГ. Однако более старая версия документа не была в свое время отменена, а значит, опять каждый пользовался тем, что ему удобно. С переходом на международные стандарты ситуация выправится, а это означает, что рынок немного «почистится» от транспортных средств, не соответствующих требованиям ДОПОГ, а также от некоторых перевозчиков, располагающих такой техникой. Все это сыграет на руку отрасли, однако при одном, всегда обязательном условии — четко прописанном механизме контроля с указанием уполномоченных органов проверки транспортных средств на соответствие требованиям, а также выдачи допусков к перевозке.

Спецразрешения

Еще один животрепещущий вопрос, который буквально взорвал умы перевозчиков, — каков алгоритм получения спецразрешений на перевозку особо опасных грузов?

Еще в 2008 году постановлением Правительства РФ №1052 в обязанности Минтранса были включены разработка и принятие нормативных актов по порядку «выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных… грузов» и «установления постоянного маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных… грузов по автомобильным дорогам». Нормативный акт Минтрансом был принят в апреле 2011 г., а вступил в силу в октябре 2011 г., в то время как по постоянным маршрутам нормативного акта нет до сих пор. В то же время порядок выдачи спецразрешений был утвержден Минтрансом еще в апреле 2011 г., а проект (!) административного регламента по порядку выдачи спецразрешений (т.е. порядок действий сотрудника Минтранса при выдаче спецразрешений) размещен на официальном сайте Минтранса 30 ноября 2011 г.



Получается, полгода спецразрешения фактически не выдавались никому. Об этом горько заявляли представители Министерства транспорта на отраслевых мероприятиях, а также недовольно и растерянно говорили сами участники рынка. Каким образом все-таки возились грузы (а они возились), остается только догадываться. И опять же, есть ряд звеньев цепи, которые хорошо нажились на такой нерасторопности властей. Не будем забывать, что за отсутствие специального разрешения при перевозке опасного груза автотранспортом, в соответствии со статьей 12.21.2 ч. 1 КоАП РФ, предусмотрена ответственность для юридических лиц до пятисот тысяч рублей. Таким образом, в течение трех лет любой инспектор ДПС мог составить протокол об административном правонарушении в отношении предприятия-перевозчика, и формально был бы прав.

Ранее перевозчики обязаны были согласовать маршрут перевозки, причем на согласование отводилось 10 дней по регламенту, однако на деле решение принималось в день подачи заявки. Соответственно, оперативность перевозок, а также внесения изменений в маршрут была довольно высокой. Сейчас согласование маршрута входит в комплекс действий по получению спецразрешений на перевозку опасных грузов, на которые отводится до 35 дней. Таким образом, быстро поменять что-то в порядке перевозки не получится. В целом введение процедуры получения спецразрешений на перевозку опасных грузов автотранспортом должно положительно сказаться на отрасли, так как, с одной стороны, будет дисциплинировать перевозчиков, а с другой стороны, позволит им получить услугу и обезопасить себя от притязаний, например, начальника районной ГИБДД, решившего, например, запретить ночную перевозку опасных грузов.



Спецразрешения выдаются в региональном представительстве Ространснадзора, все основные требования по перевозке (маршрут, движение ночью, места стоянок и заправок) в нем будут отражены. Стоимость оформления составляет 800 рублей за одно разрешение (один маршрут — одно вещество — одна машина). Получается, что быстрее и дешевле получить спецразрешение, чем на каждом посту пытаться договориться с представителями ГИБДД. Существенно облегчить процесс получения спецразрешения могла бы скорейшая разработка всеми собственниками дорог допустимых маршрутов перевозки опасных грузов и размещения этой информации в сети интернет. Тогда перевозчику, решившему, например, перевезти автобензин, не пришлось бы придумывать маршрут перевозки, гадать, установлены ли там знаки, запрещающие перевозку на участке дороги, имеются какие-либо иные ограничения (например, туннели), а достаточно было зайти на сайт соответствующего ведомства региона и взять всю готовую информацию оттуда.

И все же, прогресс?

Переходный период в сфере перевозок опасных грузов фактически истекает 25 апреля 2012 г., когда в качестве основного руководящего документа начнет работать Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов. Есть надежды, что Минтранс к этому времени закончит разработку и утвердит все нормативы-сателлиты по порядку разработки постоянных маршрутов перевозки опасных грузов, обучению и сдачи квалификационных экзаменов водителями и консультантами по опасным грузам.

С этого срока у перевозчиков появляется шанс, прежде всего, навести порядок у себя в предприятии: принять в штат консультанта по ОГ (обязательное требование для всех участников перевозок опасных грузов), привести в соответствие транспорт и путевую документацию (которая, кстати, существенно упрощается), отладить процесс получения спецразрешений. Тогда главными нерешенными проблемами останутся, прежде всего, высокая стоимость вступления в бизнес по перевозке и его неповоротливость. Высокая стоимость связана прежде всего с тем, что ужесточены требования к транспорту: обязательное наличие на большинстве типов транспортных средств для перевозки ОГ АБС, износостойкой тормозной системы, устройства ограничения скорости, средств мониторинга ГЛОНАСС и др. Все это в ближайшее время существенно омолодит автопарк перевозчиков опасных грузов.

Изменения ДОПОГ можно почитать здесь: ДОПОГ с измененной структурой, действующее с 1 января 2011 года


КОММЕНТАРИИ:

Сергей ВЕНЕДИКТОВ, директор ООО «Альфатранс»:

Все специализированные транспортные средства, выпущенные в РФ после вступления в силу Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, по определению обязаны ему соответствовать. Со старой техникой сложнее: например, оснастить все единицы ГЛОНАСС и тахографами особого труда и затрат не составит (от 10000 и 15000 руб. соответственно), АБС установить получится уже не на все (АБС на полуприцеп-цистерну НЕФАЗ сам завод-изготовитель предлагает установить за 32000 руб., на автомобиль КАМАЗ свежих годов выпуска тоже можно, но дороже, а на старую автоцистерну уже нельзя будет сделать ни за какие деньги).

Больше всего пострадают от этого частные перевозчики, владеющие 1-2 единицами отечественной техники старше 10 лет, им, видимо, с этим бизнесом придется расстаться. При этом сильно упрощены требования к транспорту, не попадающий в категории EX/II, EX/III, FL, OX и AT, он допускается к перевозкам опасных грузов практически без значительных доработок.

У владельцев не новой отечественной техники появляется замечательная возможность влиться в сферу перевозок опасных грузов из-за в целом упрощенных требований к конструкции одиночных транспортных средств максимально допустимой массой до 16 т, а также тягачей для перевозки прицепов максимально допустимой массой до 10 т, и таковых прицепов.


Михаил БАТЯГИН, руководитель ООО «Ивановская Транспортно-Экспедиционная Компания АВТООЛИМП»

Получить разрешение на перевозку по российским автодорогам опасных грузов перевозочным компаниям теперь будет проще. Вместе с этим контроль со стороны государства за такими перевозками усилится.

Могу так же отметить, что при выдаче разрешения на перевозку опасного груза перевозочной компании может быть отказано в следующих случаях: если предоставлены недостоверные или неполные сведения о грузе, либо маршрут автомобиля с опасным грузом отказывается согласовать владелец дороги. Именно об этом следует помнить, тогда сложностей в работе не возникнет.