Российский рынок коммерческого транспортa

Положительная динамика восстановления рынка грузовиков, начиная с марта 2010 г., не теряет оборотов и в этом году. Продажи грузовых автомобилей выросли на 106,7% до 85,22 тыс. ед. (41,22 тыс. ед. за январь-апрель 2010 г.). Сравнение показателей аналогичного периода докризисного 2008 г. (135,28 тыс. ед.) показывает спад рынка на 37,0%.



Первый квартал 2011

Сегмент иностранного коммерческого транспорта пошел в рост только в конце прошлого года. Но уже с начала 2011 г. его динамика показывает наибольший прирост в посткризисный период — в 3 раза за первые четыре месяца и в 3,5 раза за первый квартал.

Продажи легкого коммерческого транспорта в России в апреле выросли до 14487 ед. на 38,2%. По данным «АВТОСТАТ», за четыре месяца 2011 г. этот сегмент рынка увеличился на 48,1% до 46413 машин. В том числе 71% продаж легкого коммерческого транспорта составили отечественные марки (ГАЗ, УАЗ и «ИЖ»), оставшиеся 29% пришлись на иномарки. (Справочно: по итогам 2010 г. продажи LCV увеличились на 33,7% и составили 134795 машин).

Лидирует в апреле традиционно ГАЗ — было реализовано 8009 машин (+55,3%), занято 41,4% рынка. На втором месте остается УАЗ, который снизил свою реализацию в этом сегменте на 6,4% до 1962 шт. Третье место занимает FIAT с показателем 1193 ед., что на 5,5% ниже результата 2010 г. На четвертой строчке остается Volkswagen, чья реализация выросла в 2,9 раза до 780 машин. Далее следует Peugeot, продавший 696 легких коммерческих автомобилей, что на 98,3% больше прошлого года.

Объем рынка автобусов в январе-апреле 2011 г. составил 13 076 ед., показав рост к аналогичному периоду прошлого года на 28,6%, тогда как по итогам I квартала этот показатель был +48,7%. В то же время продажи отечественных автобусов сократились на 9,5% до 7092 машин, при этом их доля на рынке сузилась с 77,1% до 54,3%. Падение в основном обусловлено приостановкой отгрузок микроавтобусов УАЗ. Сегмент «российских иномарок» вырос в 1,7 раз до 1860 автобусов, а рыночная доля увеличилась с 10,6% до 14,2%. Суммарная доля продаж произведенных в стране автобусов сократилась с 87,7% до 68,5%.

Высока динамика роста продаж в сегментах импортированных автобусов. Объем нового импорта увеличился в 3,2 раза до 3259 автобусов. В 3,8 раза до 865 ед. вырос импорт подержанных автобусов. По итогам января-апреля 2011 г., в Россию ввезено 4124 иностранных автобуса относительно экспорта 595 новых автобусов из России — дисбаланс очевиден.

Сравнение показателей этого года с итогами первых четырех месяцев докризисного 2008 г.
(21 330 автобусов) показывает спад продаж на 38,0%. В том числе сегмент автобусов отечественных производителей сократился на 59,8% от 17 640 ед. в январе-апреле 2008 г.

Продажи легких коммерческих автомобилей в Европе в апреле выросли на 4,6% до 132868 ед. (АСЕА). Снижение динамики наблюдается во Франции и Испании. За первые четыре месяца 2011 г. европейский рынок LCV вырос на 9,2% и составил 563430 машин.
Лидером среди европейских стран по продажам LCV в апреле стала Франция, несмотря на снижение реализации на 6,6% (33916 машин). На второе место спустилась Великобритания с показателем 18081 ед. (+21,4%). На третьей строчке остается Германия, рост на 5,1% до 17804 единиц. Четвертый результат достался Италии — 17220 автомобилей (+27,2%). Россия замыкает «пятерку» лидеров, показав наибольший рост
на 38,2% до 14487 ед.



Производство

Производство грузовых автомобилей в январе-апреле достигло 55,9 тыс. ед., что на 64,2% выше показателя за аналогичный период 2010 г. В апреле российские производители выпустили 17,1 тыс. грузовиков, что на 40% больше прошлогоднего результата (АСМ-Холдинг).

КАМАЗ в апреле выпустил 4040 машинокомплектов (+ 16%). Всего за 4 месяца с конвейера сошло около 14 тыс. автомобилей, шасси, сборочных и ремонтных комплектов, что на 45% превышает прошлогодний показатель. Нефтекамский автозавод в январе-апреле изготовил 4472 самосвала (+334%), 492 ед. емкостно-наливной техники (+143%), 1487 грузовой прицепной техники (+326,8%), 445 вахтовых автомобиля (+187,8%).

Производство автобусов в России в январе-апреле 2011 г. выросло на 5,7% до 10,2 тыс. ед. В апреле этот показатель упал на 12,7 % по сравнению с прошлым годом (3400 ед.) до 2,97 тыс. ед. Падение рынка пассажирских автобусов участники рынка объясняют приостановкой программы господдержки региональных бюджетов по обновлению пассажирского транспорта. НЕФАЗ в январе-апреле выпустил 178 пассажирских автобусов, что на 82,4% превышает прошлогодний результат. Импорт новых автобусов за 4 месяца 2011 г. составил 3,3 тыс. ед. (рост в 3,3 раза), поставки новых автобусов на экспорт — около 600 ед. (за 4 мес. 2010 г. — 656 ед.)

В Белоруссии запасы транспортных средств на 1 мая были 734 млрд. руб., или 88,5% к среднемесячному объему производства. Грузовых автомобилей на складах скопилось 1,3 тыс. (77,9%), автобусов — 109 (66%), автомобильных прицепов и полуприцепов — 312 (82%). По данным Белстата, в январе-апреле выпущено 6,4 тыс. грузовых автомобилей (в 1,82 раза больше). Произведено также 68 троллейбусов (+ 58,1%), 661 автобус (+ 66,1%), 1.522 автомобильных прицепа и полуприцепа (+6,2%).

По данным «АСМ-холдинг», российский парк грузовых автомобилей в 2010 г. увеличился на 1,7% до 5,41 млн. машин. Парк иномарок вырос за год на 5,0%, а их доля в грузовом автопарке составила 36,6%. Количество грузовиков со сроком эксплуатации менее 5 лет прибавило 1,6% и составило 17,0% парка. Число машин, находящихся в эксплуатации от 5 до 10 лет, сократилось на 4,0% до 19,0% долевых. На более старые машины пришлось 64,0% парка.
Парк автобусов в России сократился в 2010 году на 0,3% до 893,8 тыс. ед. В том числе парк автобусов иностранных марок потерял 1,7%, а доля составила 23,5%. Число автобусов со сроком эксплуатации менее 5 лет снизилось на 4,8% до 24,9% парка. Количество автобусов, эксплуатируемых от 5 до 10 лет, увеличилось на 1,4%, их доля составила 28,6%. На долю более старых автобусов осталось 46,5% автобусного парка.




Дарья ОРЛОВА, фото Антона МИХАЙЛОВА