С ГЛОНАССом по «Дороге смерти»

Название «Круглого стола» звучало тревожно: «Опасная трасса: как решить проблемы дальнобойщиков». А ведь речь шла ни много, ни мало, о трассе, соединяющей две российские столицы. Неужели главная федеральная трасса М10 и вправду стала «Дорогой смерти», как ее называют многие автомобилисты?


Чтобы проверить это, я, готовясь к «круглому столу», отправился по маршруту Санкт-Петербург — Москва. Судя по жеваным стальным рельсам отбойников на тосненском объездном участке и наскоро вваренным заплатам, «летают» тут часто, и на машинах немаленьких. Бригада дорожников латала метров сорок отбойника, снести который можно было только солидной машиной. Что касается эпитета «скоростная», то это в далеком прошлом трассы. Сейчас на скорости 80 км/час можно потерять управление автомобилем и контроль над дорогой.

Вскоре встретился указатель «Любань». Та самая Любань, описанная А. Радищевым. Показателен участок так называемой федеральной трассы, не видевшей, наверное, ремонта со времен, когда по ней проехал именитый путешественник. Прежде чем въехать в Спасскую Полисть, читаю надпись на дорожном указателе «Аварийно-опасный участок — неровности дороги» и цифра — 12 км! Это на федеральной-то трассе! Ровно на двенадцатом километре стоял точно такой же знак, но с более внушительной цифрой — 20 км. По этим «неровностям» въезжаем в Подберезье. Если вы въедете в него со стороны Великого Новгорода, вас ждет необычное зрелище: два указателя расстояния до Санкт-Петербурга, на одном стоит «153 км», на втором (он находится в прямой видимости от первого) — 158 км. Тот, на котором цифра больше, стоит ближе к Питеру.

От Подберезья начинается один из немногих участков трассы, не вызывающих отрицательных эмоций — новгородская объездная дорога. Но 30 километров этого дорожного райского уголка кончились быстро, и началось то, что описать трудно. Один за другим мелькают предупреждающие щиты: опасные участки 2 км, 12 км и, наконец, цифра нереальная, если вспомнить, что речь идет о трассе, соединяющей «гнездо птенцов петровых» с местом их нынешней работы. Вы только вдумайтесь — 36 км неровностей дорожных, да еще и ограничивающих скорость до 70 км/час! Хотя и с ней мало кто рискует ездить — жалко колеса, покрышки, амортизаторы и позвоночник.

Вскоре добираюсь до границы Новгородской области. После пережитого на новгородских «направлениях» трясучка по улицам Вышнего Волочка кажется простым и неутомительным делом.


Бросив взгляд на очередной указатель, я не предполагал, что скоро вспомню его с нескрываемым удивлением. На стандартном синем фоне написано «Тверь — 15 км, Москва — 193 км». Проехав ровно 15 км, оказываюсь около указателя «Тверь», а рядом с ним — «Москва — 158 км». Но ведь должно же быть около 180 км! Куда делось еще двадцать с лишним километров?

Путь от Твери до Москвы — самый простой и спокойный. Если, конечно, въезжать в столицу не через Химки. Иначе можно вообще не доехать до Москвы.

Последний отрезок пути проходит в размышлениях о судьбе трассы М10. То, что в ее нынешнем состоянии она скоро развалится, по крайней мере, в пределах Новгородской области, очевидно. Как и то, что после завершения строительства скоростной дороги Москва — Санкт-Петербург о ней постепенно забудут. Не в наших правилах думать о будущем — нам бы сегодня подлатать пару километров. В дороге не встретился ни один дорожный рабочий, кроме тех, кто ремонтировал снесенные отбойники.

С таким настроением я приехал на «круглый стол» — думал «Сейчас я им все расскажу»! Но, оказывается, профессиональные водители-дальнобойщики тоже все прекрасно знают. Член Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов и владелица небольшой автотранспортной компании Екатерина Болотова, выступая перед журналистами, сказала:

Мои водители просто боятся ездить по этой трассе. Причем виной этому не только ужасающее состояние дороги. На ней просто бесчинствуют их коллеги — водители автовозов и контейнеровозов. За рабочую неделю они дважды совершают рейсы по маршруту Москва — Санкт-Петербург — Москва. О какой там безопасности может идти речь! И никакие налоги, никакие дорожные сборы эту проблему не решат! Состояние дороги — отдельная тема. Сидя у себя в кабинете, я почти физически чувствую, как водитель пересекает 328-й км трассы М10, за которым начинается кошмар!

Опытный транспортник затронул огромную проблему — изменение структуры и рост объемов автоперевозок между Санкт-Петербургом и Москвой. В городе на Неве функционирует полдюжины автозаводов, продукция которых (в том числе, магистральные тягачи Scania) вывозятся автовозами. Какая дорога выдержит такую нагрузку? Но при этом подъездные железнодорожные пути к обеим столицам буквально забиты ржавеющими платформами-автовозами! Кто-нибудь считал последствия размещения такого количества автомобильных производств там, где их никогда не было?

На вопросы о системах слежения пытались ответить начальник Отделения по организации охраны перевозимого имущества собственников Управления вневедомственной охраны при ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области Николай Родионов и директор ГЛОНАСС-Северо-Запад Артем Матяш.

Выступление Н. Родионова было полно оптимизма.
В целях безопасности все дальнобойные автопоезда еще два года назад планировалось оснастить приемниками ГЛОНАСС/GPS и с их помощью контролировать весь маршрут движения. С 1 июля этого года за отсутствие ГЛОНАСС на грузовиках владельцев будут штрафовать. Установка комплекса ГЛОНАСС поможет отслеживать нахождение груза с точностьюдо 10 м.

По мнению А. Матяша, поголовная принудительная «глонассизация» решит все проблемы трассы М10. В качестве обнадеживающей перспективы прозвучал тезис о том, что после 1 июля экипажи ДПС смогут добираться до места ДТП в два раза быстрее. Но вот по сравнению с чем? Сейчас 680 км трассы М10 контролируют 22 стационарных поста ГИБДД, но беда в том, что стоят они неравномерно. Та же Екатерина Болотова привела пример, когда ее водители из-за «чужого» ДТП простояли в пробке более шести часов, и просочиться сквозь нее не могли даже машины ДПС.

Полный беспредел коллег-дальнобойщиков, дорогая солярка, проблемы с ГИБДД — основные беды российских перевозчиков. Как следствие, рентабельность многих автотранспортных компаний едва дотягивает до 10%.

Разошлись, как водится, так ничего и не решив.