Лизинг в сфере перевозок России

На текущее развитие лизинга в России негативно влияет отсутствие единой консолидированной позиции различных министерств и ведомств в отношении лизингового рынка.


Отечественный рынок не имеет ни специализированного регулятора, ни ощутимо значимых лоббистов, в результате чего его законодательное регулирование осуществляется в хаотичном режиме.

С 2009 г., в разгар кризиса, была отменена возможность применения ускоренной амортизации для оборудования 1-3 амортизационных групп. Эти группы включают имущество со сроком полезного использования до 5 лет, в частности, легковые автомобили с объемом двигателя до 3,5 литров, лабораторное оборудование для сельского хозяйства, машины для заготовки кормов, различные конвейеры, автобусы длиной до 7,5 м, специальные автомобили и навесное оборудование к машинам для уборки городов, лесопромышленные тракторы и многое другое.

Принятие указанного закона обусловило целый ряд негативных последствий — от сокращения спроса на лизинг имущества 1-3 амортизационных групп до снижения маржи лизинговых компаний и формирования налогового убытка при передаче предмета лизинга в собственность лизингополучателя по окончании договора.

В первом полугодии 2010 г. Минфин опубликовал «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 г. и на плановый период 2012-го и 2013 гг.», в которых поставил под сомнение необходимость применения ускоренной амортизации в лизинговых сделках.

Пока Министерство финансов России подобную возможность только рассматривает, но инициатива уже вызвала активный протест. Объединенная лизинговая ассоциация направила в Минфин запрос и получила ответ: «Ведется работа по оценке целесообразности установления ограниченного перечня основных средств, в отношении которых в целях налогообложения прибыли организаций к основной норме амортизации может применяться специальный ускоряющий коэффициент, предусмотренный для амортизируемого имущества, являющегося предметом лизинга».

Принятие такой поправки в налоговом законодательстве может привести к серьезному сокращению рынка лизинга и поставить под сомнение существование многих лизинговых компаний. Ведь в этом случае лизинг потеряет одно из основных преимуществ — возможность для клиента сэкономить на налоговых отчислениях. И это почти приравняет финансовую аренду к банковским кредитам, тогда как конкурировать с банками по цене лизинговые фирмы не смогут.


Потребность лизинговых компаний в ускоренной амортизации объясняется тем, что она служит источником возврата денежных средств. Проще говоря, сроки полезного использования имущества могут существенно превышать сроки финансирования, а ускоренная амортизация позволяет их совместить. По мнению участников рынка, ее отмена не только не повысит собираемость налогов в федеральный бюджет, на что рассчитывает Минфин, но и подкосит восстанавливающийся рынок лизинга. По оценкам экспертов, при отмене коэффициента ускоренной амортизации инвестиционная привлекательность лизинга исчезнет, а лизинговый бизнес в перспективе одного-двух лет сократится в 2-3 раза.

Серьезные проблемы грозят не только лизингодателям, но и их потенциальным клиентам. Снизятся объемы инвестиций в обновление производственных фондов, возрастут издержки, вырастет стоимость лизинговых услуг. Такая поправка в налоговом законодательстве может привести не только к сокращению рынка и уходу лизингодателей, но и негативно повлиять на экономику в целом. Не стоит забывать, что финансовая аренда для многих предприятий является основным инструментом обновления материально-технической базы и модернизации производства.

Причем, говоря об отмене ускоренной амортизации, Минфин не предлагает эквивалентных замещающих инструментов для стимулирования инвестиционного процесса.

Кроме того, ухудшение условий работы лизинговых компаний повлечет за собой снижение их кредитоспособности, вследствие чего российским банкам придется массово создавать резервы по займам этим компаниям. Качество кредитного портфеля в сотни миллиардов рублей резко ухудшится, что самым негативным образом повлияет на начавшийся рост банковского сектора.


Несмотря на то, что в случае реализации этой инициативы рынок лизинга ожидают кардинальное сокращение и масса проблем в работе офисов лизингодателей, компании продолжают развивать бизнес.

С одной стороны, это обусловлено объективными потребностями экономики в обновлении основных средств и соответствующими заявками от лизингополучателей, с другой — лизингодатели уже свыклись с пренебрежительным отношением органов власти и привыкли выживать в жестких условиях. Неопределенность политики государства в отношении лизинга уже длительное время является дополнительным фактором риска в лизинговой деятельности.

Если обратиться к международному опыту, то, по данным Ассоциации европейского бизнеса, ускоренная амортизация применяется во многих странах, в том числе в США, Германии, Франции, Испании, Нидерландах. Практически везде, где есть инновационная экономика, есть и ускорение амортизации. Более того, лизинг при этом не исключается из налоговых преференций, а участвует наравне или с дополнительными налоговыми льготами.

Почему-то в России государство активно поддерживает банки, но совершенно не заботится о лизинговых компаниях, которые также фактически кредитуют бизнес.


По оценке «Эксперт РА», 2011 г. российский рынок может закончить, достигнув докризисных показателей (1 трлн руб. новых сделок в год), а в 2012 г., если не будут приняты «вредные» для рынка законодательные инициативы, прирост составит 10–30%. Сохраняющийся дефицит финансовых ресурсов у лизингополучателей, а также наличие у большинства из них планов увеличения лизинговых портфелей приведут к росту объемов на рынке лизинга автотранспорта, в том числе и в сегменте грузовых автомобилей.

Для этого необходимо всего лишь не мешать развитию лизинговой отрасли путем принятия законов об отмене ускоренной амортизации или любых других изменений в законодательстве, снижающих преимущества и привлекательность лизинга. Напротив, господдержка лизингового рынка ускорит темпы обновления изношенного оборудования на предприятиях и поможет достигнуть заявленных целей по модернизации страны.

КОММЕНТАРИЙ

Андрей Николаенко, к.э.н., коммерческий директор ЗАО «Петролизинг-Менеджмент»

Пожалуй, в этом году ситуация полностью нормализовалась после кризиса и вошла в нормальное рабочее русло. Отличие от прошлогодней колоссальное. Лизинговый рынок вновь вернулся к рынку лизингополучателя. Конкуренция жесткая, она обостряется еще и тем, что ряды выстоявших в кризис компаний, пополнились сотрудниками компаний, канувших в лету. И теперь уже бывшие коллеги делят базу «традиционных» клиентов по различным компаниям, предоставившим им «убежище».

В таких условиях разработка новых более клиентоориентированных продуктов становится условием выживания компании на рынке.
Что касается проблем нынешних, то ничто так негативно не влияло и не влияет (даже сам кризис) на лизинговый бизнес, как разночтение законодательства государственными органами. Да, лизинговый бизнес может преодолевать различные предпринимательские риски, но ему, как и любому виду бизнеса нужно относительное постоянство на законодательном уровне в долгосрочном периоде.

Вячеслав Спиров, начальник отдела организации продаж ГК «Интерлизинг»:

По ходу восстановления экономики и увеличения спроса на грузовую технику «ожил» вторичный рынок, что позволило лизинговым компаниям снизить размеры минимального аванса по сделкам, так как риски реализации изъятого имущества в убыток существенно снизились.
Основной тенденцией рынка грузовых автомобилей в 2011 г. становится возрастающий спрос на машины и соответственно зарождающийся дефицит на этом рынке.

На наш взгляд, в посткризисный период клиенты стали уделять больше внимания стоимости владения автотранспортом, меньшую роль стала играть отпускная цена. Также при выборе грузового автомобиля возросла роль способности машины сохранять стоимость по мере эксплуатации. Безусловно, это положительная тенденция, которая говорит о том, что компании стали применять комплексный, стратегический подход при планировании автопарка.