Путешествие топлива в России. Ценовая политика

9 февраля 2011 г. антимонопольная служба объявила о решении возбудить новые дела в отношении «Газпром нефти», «Лукойла» и «Роснефти» в связи с ростом цен на дизельное топливо и авиакеросин.


По данным ФАС, с октября 2010 года по конец января 2011 года стоимость дизтоплива поднялась на 53%. Кроме того, у ФАС «имеются вопросы» к ТНК-ВР, «Сургутнефтегазу» и «Башнефти». Как пояснили в ведомстве, эти компании «вошли в число коллективно доминирующих» на рынке нефтепродуктов в 2010 году.

После решительных действий ФАС цены на дизельное топливо снизились регионах РФ на 0,5-1,2 руб. за литр. В частности, «Роснефть» и «Лукойл» снизили цену на 1 тыс. руб. за тонну, – на 1 тыс. руб. за тонну, «Газпромнефть» и ТНК-ВР – на 1,5 тыс. руб., «Сургутнефтегаз» – на 2 тыс. руб. В то же время половина розничного рынка нефтепродуктов принадлежит независимым сетям заправок, и работа с ними займет несколько больше времени.

В среднем за февраль стоимость бензина упала на 3,5–4,4%, дизельное топливо подешевело более значительно— около 8%. Это снижение примечательно еще и тем, что оно происходит на фоне роста стоимости ГСМ на мировом рынке.

На фоне повышенного внимания к дизельному топливу, цена его на рынке европейской части России по-прежнему оставалась существенно ниже экспортного эквивалента. Так, с 7 по 10 марта экспорт ДТ летнего был на 1810 руб./т прибыльнее его продажи на рынке европейской части РФ, причем такая ситуация наблюдается с середины февраля. В целом за период с 17 февраля по 10 марта экспорт ДТ летнего был на 1580 руб./т прибыльнее его реализации на рынке европейской части России. Такое положение цен должно спровоцировать усиление экспорта и соответственно – внутренний дефицит с последующим повышением стоимости.

По итогам 2010 года цены на бензин в России выросли на 6,5%, в том числе в декабре этот показатель увеличился на 0,9% (по данным Федеральной службы государственной статистики). Однако эта динамика оказалась медленнее инфляции, которая в прошлом году в России составила 8,8%. При этом на мировых рынках за 2010 год оптовая стоимость на нефть увеличилась на 22%.

Летнее дизельное топливо с отгрузкой железнодорожным транспортом было лишь на 100 руб./т дешевле зимнего, а с отгрузкой по трубопроводу – на 400 руб./т дороже. На первой неделе марта ДТ летнее подорожало в мелком опте на 239 руб./т за счет роста цен в Сибири и на Дальнем Востоке. Розничные цены на ДТ оставались стабильными.

Чего ожидать потребителям дальше – не совсем ясно. Впереди – посевная. Цены, по которым компании будут продавать топливо аграриям, закреплены на уровне конца прошлого года. Откуда нефтяники будут пополнять свой бюджет – конечно, из кармана потребителя. Так что рост цен еще впереди. Весной и летом спрос на топливо закономерно повышается, к началу лета прогнозируют рост внутренних цен на бензин до 10%.

Мировой рост цен на нефть пока не берутся точно предсказать, но даже если она поднимется до 140 долларов за баррель, в России цена за литр бензина не будет выше 30–35 руб. По мнению аналитиков, именно эта планка является пределом, после которого значительная часть автомобилистов откажутся от личного транспорта.

К тому же власти РФ приняли решение сохранить льготную цену на ГСМ для сельхозпроизводителей, скидка составит 10% от цены, которая была на 1 января, общий объем поддержки в натуральном исчислении – около 10 млрд руб. При этом правительство отказалось от идеи административного регулирования на топливном рынке, настаивая, что цены на топливо должны быть рыночными. А нефтяные компании уверяют, что все возможности для снижения цен уже исчерпаны и дальнейшего удешевления ждать не стоит.


КОММЕНТАРИЙ:


О том, как производители техники реагируют на повышение цен, мы побеседовали с региональным менеджером по сервису, инструктором учебного курса «Экономичное вождение автомобиля» компании «Рено Тракс Восток» Андреем Амировым.

– Андрей, у марки Renault Trucks существует программа Optifuel, насколько она действенна, если говорить о снижении затрат на топливо?

– Эта программа создана для обучения экономичному вождению грузового автомобиля, его правильной эксплуатации, а также контролю динамических показателей с помощью специального программного обеспечения. Такое обучение было проведено в компании «Магнит». Это один из крупнейших крупный продуктовых ритейлеров, собственный автопарк которого в 2008 г. был пополнен 100 единицами грузовиков Renault Trucks.

Установленный руководством автопарка расход топлива для автомобилей Renault Trucks в 36,5 л/100 км после проведения обучения водителей удалось снизить до 32,5 л., т.е. сразу на 4 л. Учитывая ежегодный пробег каждого из 100 автомобилей, а это более 120 тыс. км в год, за счет сэкономленных на топливе средств можно купить новый грузовик или проводить регламентное техническое обслуживание в течение всего года на всех 100 автомобилях.

– Помимо обучения эффективному вождению, какие решения по экономии предлагает Renault Trucks?

– На российском рынке уже доступны грузовики Renault Trucks с двигателями Euro 5 модификации EEV, в которых расход топлива удалось снизить на 2-3% по сравнению с автомобилями экокласса Euro 3. Существует предложение по аэродинамическому пакету, который снижает сопротивление.

Также совместно с нашими партнерами, компаниями-производителями шин и смазочных материалов, постоянно ведутся совместные разработки в поисках технических решений способствующих снижению расхода топлива, повышению коммерческой эффективности автомобиля и его надежности. Также отмечу, что мировой рост цен на углеводороды – это стимул для автопроизводителя искать альтернативные источники топлива и адаптировать под них новое поколение двигателей. Такие разработки Renault Trucks ведет уже более 10 лет.