"Скания-Русь": обширные планы в дважды юбилейном году


Вопреки прогнозам многих экспертов, рынок коммерческого транспорта оправляется после кризиса значительно быстрее. Лидеры рынка наверстывают упущенное время, активизируясь и развивая новые направления в бизнесе.
Среди бесспорно ведущих поставщиков средств коммерческого транспорта на российский рынок достойное место занимает компания «Скания - Русь». В прошлом году компания отметила 100-летие присутствия в России, в этом году – еще одна дата, связанная с нашей страной. Десять лет назад компания, первая среди всех, начала поставки автомобилей, специально адаптированных к российским условиям. За это время продано несколько тысяч автомобилей Scania Griffin. Как сейчас развивается бизнес известного шведского концерна в России, что ждет компанию в наступившем году, и что нам ждать от нее? С этими вопросами мы обратились к генеральному директору компании «Скания – Русь», г-ну Хансу Тарделлю.

– Что Вы можете сказать об итогах 2010 года, насколько они соответствовали Вашим ожиданиям?

– В начале 2010 года и российские, и иностранные производители грузового коммерческого транспорта надеялись, что год принесет положительную динамику по сравнению с кризисным 2009 годом. Оптимизм вселяла и идущая вверх кривая роста цен на нефть. Но при этом сценарии выхода из кризиса строились самые разные – от очень оптимистичных до столь же осторожных. Кроме того, большинство фирм по-прежнему имели достаточно крупные склады техники, нераспроданные еще с 2008 г., и влиявшие на состояние рынка. Но уже к марту стали видны положительные тенденции роста продаж, которые к концу года еще усилились. Примерно к июлю-августу 2010 г. стало ясно, что рынок окончательно ожил, при этом уже предлагалась значительная часть техники текущего года выпуска. Как итог, по данным АЕB (Ассоциации Европейского бизнеса) в классе тяжелой грузовой техники (> 16 т) объемы продаж в 2010 г. по сравнению с 2009 г. выросли в 2,5 раза.

Так как линейка техники Scania представлена в классе машин свыше 16 т полной массы, то мы будем говорить именно о тяжелой грузовой технике. В начале года спрос начал расти в сегменте тягачей, прежде всего для региональных перевозок. Это было связано с ростом объема выполняемых перевозок, а в дальнейшем – и с необходимостью обновления парков. К осени оживился строительный сектор. Вернее, объемы строительства начали расти еще раньше, но транспортные компании вначале задействовали еще старую простаивавшую технику, а только потом стали заказывать новую. И здесь для компании Scania очень кстати пригодились мощности по производству самосвалов, развернутые на заводе СКАНИЯ-ПИТЕР. Наблюдается рост спроса и в секторе дистрибуции и специальной техники. Но в этом сегменте доля европейских производителей пока еще относительно невелика и, следовательно, имеются перспективы роста.
Такая ситуация объясняется тем, что в настоящее время многие перевозчики еще традиционно ориентированы на отечественную технику, что, в частности, объясняется возможностями платежеспособного спроса при более низкой стоимости отечественных шасси и надстроек.

– Многие эксперты выражают мнение, что рынок коммерческого транспорта в мире вообще, и в России в частности, восстанавливается быстрее, чем предполагалось ранее. Ваше мнение по этому поводу?

– Соглашусь с тем, что коммерческий транспорт во всем мире восстанавливается после кризиса. Хотя и не равномерно, Соединенные Штаты пока отстают, Европа делится: на юге все еще кризис, а на севере уже нет, в то время как во всем мире мы видим движение вперед. В Scania ситуация складывается таким образом, что 40% от общего объема продаж приходится на Европу, а остальные 60% – это все другие страны и континенты, а ведь до кризиса все было по-другому.

В Южной Америке и Бразилии наблюдается очень хороший спрос последние два года. Если мы посмотрим на российский рынок, то ситуация определенно изменилась к лучшему, хотя мы по-прежнему не достигли тех результатов, которые были в 2007-2008 гг. Мы не должны забывать о том, что объемы продаж новых автомобилей увеличивались очень быстро в течение нескольких лет до момента резкого спада примерно на 50% в 2008-2009 гг.


– Какие задачи ставит перед собой Scania на посткризисный период?

– Основная задача - вернуться к поставленным долгосрочным целям в достижении годового объема продаж - 150 тыс. ед. техники во всем мире. На российском рынке мы по-прежнему нацелены укреплять свои позиции и открывать новые сервисные станции, улучшать качество обслуживания и предлагать новые услуги для наших клиентов. Так, например, в конце 2010 г. у нас началась кампания по продленной гарантии на силовую линию, срок которой продлен до пяти лет без ограничения пробега.

В этом году также планируется запустить тренинг для водителей по экономичной эксплуатации грузовых автомобилей на всей территории России, пока такой тренинг действует только в дилерском центре «Петроскан» в Санкт-Петербурге.

– Каков Ваш прогноз на развитие рынка коммерческого транспорта в России на ближайшие годы?

– Мы верим в развитие коммерческого рынка транспортных услуг в России в ближайшие годы и, в частности, мы считаем, что предпочтения клиентов будут меняться в пользу европейских автомобилей. Основные причины этого – высокая производительность, топливная экономичность и постепенное увеличение интереса к продолжительности безотказной работы грузового автомобиля. Изначально высокая стоимость автомобиля компенсируется низкими эксплуатационными расходами на автомобиль, что в результате приносит владельцу ощутимую прибыль, и на это клиенты обращают все большее внимание.

– Ведется ли статистика по видам наиболее продаваемой техники Scania в регионах России (магистральные тягачи, автобусы, самосвалы и т.п.)? Что активней продается в Северо-Западном регионе?

– По-прежнему наиболее востребованным во всех регионах остается популярный проект Scania Griffin, который подходит под самые распространенные виды перевозок в России. Тем не менее, есть регионы, где мы наблюдаем повышенный спрос на строительную технику. Это Кузбасс, Краснодарский край. Коммунальная техника, например, активно продается в Екатеринбурге, Сочи, Санкт-Петербурге.

В Северо-Западном регионе востребованы все виды техники, в том числе и автобусы. Активно развивается строительный сектор, растет спрос на магистральные перевозки, увеличивается потребность в пассажирских перевозках. Кроме того, тут работают наши лесовозы. Благодаря широкой линейке продукции Scania мы можем удовлетворить спрос наших клиентов.

– Что Вы можете сказать об участии компании Scania в программах подготовки к Универсиаде-2013 и Олимпиаде-2014, как Вы оцениваете перспективы компании в этой работе?

– Акционер компании Scania – «Фольксваген групп», которая является спонсором Олимпийских игр-2014 в Сочи. Мы ожидаем и надеемся, что будем принимать активное участие в подготовке, и верим, что сможем оказать поддержку, и сделать это мероприятие успешным.

– Какие новинки и мероприятия от компании Scania ожидаются в 2011 г?

– Scania в России собирается вести еще более активную маркетинговую политику, чем когда-либо раньше, и мы представим ряд новых продуктов в течение года. Мы можем добавить, что Scania празднует 10 лет с момента запуска проекта Griffin, и мы планируем специальные акции, о которых мы скоро объявим. Также в этом году Scania празднует 100 лет с момента производства первого автобуса, в связи с чем пройдут презентации и тематические выставки. Ближайшая автобусная выставка, в которой принимает участие Scania, – «Мир автобусов» в Коломне с 20 по 22 апреля, где можно будет подробно ознакомиться с историческими событиями из жизни Scania, а также с продукцией поставляемой в Россию сегодня.