СПбГПУ: городок в городе


На этот раз мы беседовали с деканом энергомашиностроительного факультета Санкт-Петербургского Государственного Политехнического Университета, доктором технических наук Поршневым Геннадием Павловичем.

– Университету 111 лет – это солидный возраст, а когда был основан ваш факультет и как он развивался? Что изменилось с годами его существования?

– Да, вы правы, у университета большая история. Он был заложен в 1899 году по Указу Николая II и инициативе Министра финансов С.Ю. Витте. Тогда он задумывался как некий научный городок. Сегодня кампус университета включает 15 учебных и 15 научно-производственных корпусов, 13 общежитий, 10 жилых зданий, Дом Ученых и спортивный комплекс. Весь этот «город в городе» расположен в парке, который уже более 100 лет для «политехников» является символом знаний и источником вдохновения.

Как известно, в 30-е годы прошлого века Политехнический институт был разделен на несколько отраслевых вузов. А в 1934 – опять объединен в один, и получил название «Ленинградский Индустриальный Институт». В этом же году был образован и энергомашиностроительный факультет. У него не менее интересная история. На сегодняшний день факультет является одним из крупнейших центров подготовки специалистов по теплоэнергетике, энергетическому и транспортному машиностроению. В 2009 году мы отметили его 75-тилетие.

С момента открытия факультета основной костяк кафедр остался прежним. Но поскольку мы стараемся идти в ногу со временем и должны отвечать реалиям современности, появились и новые направления и специальности обучения. Были образованы кафедры атомных и тепловых энергетических установок и промышленной теплоэнергетики.


– Какие кадры готовит ваш факультет? Какие есть направления подготовки на факультете?

– Факультет ведет подготовку инженеров, а также бакалавров и магистров по четырем направлениям: теплоэнергетика, энергомашиностроение, наземные транспортные средства и ядерная энергетика.

В области научных исследований и подготовки кадров факультет тесно сотрудничает с крупнейшими производственными предприятиями и научными центрами отрасли: Кировским заводом, заводом «Звезда», НПП им. В.Я. Климова, ЦКТИ им. Ползунова, ВНИИ Трансмаш, ЛАЭС, ОАО «АвтоВАЗ», Атомэнергопроект и другими. На факультете работают более 30 докторов и около 100 кандидатов наук.

– А какое самое популярное или, может быть, массовое направление обучения на вашем факультете?

– Самый большой набор производится по энергомашиностроению. Но если говорить о наборе на специальности, то наибольший набор на специальности «Автомобиле- и тракторостроение» и «Многоцелевые гусеничные и колесные машины».

– Как организован учебный процесс? На чем сделаны основные акценты?

– Учебный процесс проходит, как и полагается, высшему учебному заведению, в рамках лекций, семинаров, курсовых работ и проектов. После 3-го и 4-го курсов студенты отправляются на производственную практику. А уже на 6-м курсе начинается преддипломная практика и подготовка дипломной работы. Проектами могут стать не только теоретические исследования, но и новые изобретения. Так, например, студенты создают проекты новых агрегатов, автомобилей, трансмиссий, двигателей.

– Расскажите поподробнее о направлении автомобилестроения и гусеничных машин? Касается ли это грузовых автомобилей?

– Кафедра колесных и гусеничных машин (КГМ) - самая крупная выпускающая кафедра СПбГПУ. Она помещается за пределами основной территории университета и располагает специализированными кабинетами, лабораториями, библиотекой.

Кроме собственных помещений, кафедра имеет два филиала при промышленных предприятиях и в научных организациях:
ОАО «ВНИИТрансМаш», ОАО «Спецмаш».

Профиль кафедры - подготовка конструкторов в области автомобиле– и тракторостроения, транспортной гусеничной техники, специального транспортного машиностроения.

При кафедре работает автошкола, в которой студенты кафедры могут без отрыва от основной учебы на льготных условиях получить квалификацию водителя автомобиля категории "В".

Кроме того, при кафедре также работает лаборатория электродвижения, занимающаяся вопросами разработки и отладки роботизированных колесных и гусеничных машин различного назначения (МГТС для людей с ограниченными возможностями, шасси роботов-саперов, специальных машин, в том числе способных преодолевать лестничные марши и другие препятствия).

А в прошлом году кафедра отметила 100-летие с начала обучения по автомобильной специальности.

– А насколько направление гусеничных машин популярно сейчас?

– К сожалению, не могу сказать, что очень популярно. Это связано с непростой ситуацией в отрасли. Так же, как и в тракторостроении. Очевидно, что российские производители на данном этапе не могут изготавливать конкурентоспособный товар. Даже выйдя на улицу сегодня, мы редко увидим снегоуборочную машину отечественного производства. Абитуриенты и их родители понимают эту ситуацию, поэтому при выборе профессии стараются отдать предпочтение более востребованным специальностям.


– Насколько сейчас востребована профессия в автомобилестроении и сколько выпускников вы впускаете каждый год по этому направлению? Где зачастую они работают?

– Профессия достаточно востребованная, но на сегодняшний день у нас осталось очень мало заводов, которым бы требовались хорошие проектировщики и инженеры. В Санкт-Петербурге построено много зарубежных заводов, где нужна только сборка, а не создание новых конструкторских технологий. Да, безусловно, наши студенты работают и на заводе Scania, и Ford, и Toyota, но этот уровень намного ниже, чем студенты могут продемонстрировать непосредственно в качестве конструкторов. Хотя, конечно, в университете достаточно сильная подготовка, поэтому выпускники могут легко адаптироваться к разным условиям работы.

– Есть ли примеры, когда выпускники уезжают работать за границу, например, на те же автомобильные заводы и существуют ли на факультете, программы обучения по межвузовому обмену?

– Примеры такие есть, но они не массовые. В том, что касается обмена, у нас есть программа обмена с Лодзинским техническим университетом. Кроме этого, мы посылаем некоторых студентов в Германию по программе встроенного обучения.

– Какие перспективы развития отношений между бизнесом и высшей школой в области автомобилестроения Вы видите? И есть ли они вообще сейчас?

– На данном этапе сказать очень сложно, так как вся отрасль автомобилестроения сейчас переживает переломный момент. Правительство пытается привлечь внимание к этой проблеме всех, однако именно представители бизнеса наименьшим образом заинтересованы в этом.

– А где вы сами учились? И как вы стали его деканом?

– В 1965 году я с отличием окончил Политехнический институт на кафедре «Гусеничных машин», стал аспирантом, работал над кандидатской, а потом и докторской диссертацией. В 1999 году на факультете состоялись выборы декана. Голосованием выбрали меня. И с тех пор я – декан ЭнМФ.

– Каким бы вы хотели видеть журнал о транспорте?

– Хотелось бы, чтобы там можно было прочитать мнения и интервью не только деканов, но и простых преподавателей, аспирантов, студентов и, конечно же, представителей промышленности.