QR-код адреса статьи

В Москве появилось новое маршрутное такси


В конце 2009 года на улицах Москвы появился новый вид маршрутных такси на базе FIAT Ducato производства «SOLLERS-Елабуга».

В Москве появилось новое маршрутное такси
На эти машины сразу обратили внимание, ведь, в отличие от разноцветных частных маршруток, они были окрашены в фирменные цвета муниципальной компании «Мосгортранс» – продольные зеленые полосы на белом фоне; а в такой «ливрее» москвичам привычны лишь автобусы, следующие по стандартным номерным маршрутам. За прошедший год эксперимент перерос в настоящую программу перевооружения столичного парка пассажирских перевозок.

Гиганты, подвиньтесь

Сама по себе идея маршрутных такси с использованием микроавтобусов далеко не нова, они использовались еще в СССР на базе автомобилей рижского автозавода RAF. Уже в 90-е годы города заполонили стада диких «ГАЗелей» – тогда им не было альтернативы на рынке пассажирских перевозок, но со временем их уровень безопасности превратился в проблему. С появлением же на рынке маршрутных такси современных иномарок традиционные многоместные городские автобусы стали уступать им значительную долю пассажиров. Появилась проблема экономической эффективности – автобусы зачастую не заполняются так, как хотелось бы перевозчику.

Концепция перехода муниципального транспорта от тяжелых городских автобусов большой вместимости к формату маршрутного такси давно витала в воздухе, и ее целесообразность все время обсуждалась на разных уровнях. В современном мегаполисе большим автобусам уже в буквальном смысле нет места. Стало сложнее обслуживать парк, обострилась проблема пробок - неисправный автобус может парализовать движение целого района, а его эвакуация представляет определенные сложности. Даже просто остановившись для высадки и посадки пассажиров, «полноразмерный» автобус может спровоцировать затор. В результате появилась идея опробовать на нескольких пассажирских линиях транспорт, аналогичный маршрутному такси, проверить его эффективность в качестве замены обычным автобусам, но при этом без ущемления интересов граждан, без увеличения стоимости проезда, без увеличения интервала движения или дефицита пассажиромест.

В Москве появилось новое маршрутное такси
«Победителем стал…»

Инициатором проекта выступил «Мосгортранс», который до сих пор использовал крупные автобусы различной вместимости. Главным критерием, по которому проводился тендер, стала минимальная стоимость владения при максимальной надежности. Было составлено техническое задание, согласно которому рассматривался современный микроавтобус российского производства с дизельным двигателем и высокой степенью локализации, который обладает комфортом легкового автомобиля для водителя, и позволяет установить стандартное для московского муниципального автобуса оборудование.

В результате выбор пал на FIAT Ducato вместимостью 18+1, который был специально доработан под требования заказчика для комфортных и безопасных пассажирских перевозок; эти работы были проведены совместно научно-техническим центром SOLLERS и инженерами сборочной площадки SOLLERS-Елабуга. Степень локализации этой модели одна из самых высоких на рынке, и по стоимости составляет не менее 35%. Среди отечественных, в частности, практически весь салон, в т.ч. сиденья, стекла, отделка интерьера, колеса, шины - всего используется более 120-ти позиций, в общей сложности не менее 50% от общего количества комплектующих.

Специально для этой версии Ducato совместно с фирмой «Элинж» была разработана адаптированная система кондиционирования пассажирского отсека, кроме того, в задней части салона устанавливается обогреватель Webasto Air Top 3900. Маршрутное такси оснащено дополнительным освещением в салоне, системой пожаротушения, и другим оборудованием. Впервые для Ducato использован автоматический скоростной привод двери российского производства с защитой от защемления, который позволяет сэкономить время на остановках. Поручни доработаны под установку «валидатора» - устройства автоматической проверки проездных талонов. В автомобиле также устанавливается электронная система информирования пассажиров: световые табло с номером и описанием маршрута расположены на лобовом стекле, сбоку и сзади маршрутного такси. В пассажирском салоне установлено еще одно табло с бегущей строкой, которое управляется специальным пультом с места водителя. Остановки объявляются через систему громкоговорителей. В целом получилось транспортное средство, занимающее промежуточную нишу между традиционным маршрутным такси и обычным номерным городским автобусом.

Непосредственно перед началом серийного производства новинки был собран опытный образец автомобиля, который направили заказчику для согласования реализованных технических решений. Предложение SOLLERS было одобрено МГУП «Мосгортранс», и в декабре 2009 года состоялась поставка первой партии в 100 машин.

В Москве появилось новое маршрутное такси
Первые впечатления

О развитии этого проекта нам рассказал Алексей Лихачев, генеральный директор компании «ДЦ Турин Авто», официального дистрибутора FIAT в России.

«На сегодня «Мосгортранс» эксплуатирует уже более 1000 маршрутных такси на базе Ducato, мы продолжаем поставки, и в этом году у нас еще не закрыт очередной транш, который мы надеемся завершить до конца декабря. Для нас этот год был важен с точки зрения проверки своей техники, поскольку ни один другой транспортный оператор не имеет подобного опыта эксплуатации автомобиля, и не в состоянии обеспечить в таком объеме ценной информацией, которая позволила нам внести усовершенствования в конструкцию.

За прошедший год использование Ducato доказало свою экономическую целесообразность, автобусные парки довольны этой техникой. Между «ДЦ Турин Авто» и парками постоянно поддерживается диалог по вопросам экономики и технического обслуживания. В настоящее время Ducato используют 16 парков, входящих в «Мосгортранс», а на ряде маршрутов эксплуатируются уже только эти автомобили.
В вопросах обслуживания перед нами стояла задача сделать «Мосгортранс» максимально независимым, дать возможность самостоятельно осуществлять сервис и ремонт. Это предприятие имеет свои оперативные сервисно-ремонтные подразделения, они напрямую закупают запчасти с нашего склада, их специалисты прошли необходимое обучение, и готовы выполнять ремонт и обслуживание наших автомобилей. При этом они имеют право обращаться к любому дилеру, у них такие же условия гарантии, как и у розничных клиентов. Со своей стороны у нас есть определенное количество сотрудников, которые занимаются внедрением необходимых технических усовершенствований, ведут этот контракт, отслеживают поставку запчастей».

В Москве появилось новое маршрутное такси
Посчитаем

Важной особенностью FIAT Ducato является низкая стоимость владения. В частности, стоимость одного километра пробега составляет $0,10 против $0,14 у ближайшего российского аналога, и $0,11 у иностранного. На автомобиль устанавливается турбодизель объемом 2,3 литра, который в городском режиме, на маршруте с полной загрузкой, потребляет 10-11 литров горючего. Гарантия на машину составляет два года или 100 тысяч км пробега. Регулярное ТО проводится раз в 20000 км или раз в год, но в случае эксплуатации в «Мосгортрансе» раньше неизменно наступает километровый, а не годовой интервал. В регламентные работы входит определенное количество проверок, но меняется только масло и фильтр. Остальные запчасти меняются по необходимости, но, как правило, реже, чем в один межсервисный интервал. Прямые поставки запчастей также минимизируют расходы на обслуживание, при этом используются только оригинальные запчасти.

Проект муниципального маршрутного такси оказался выгоден и перевозчику, и пассажирам. Он позволяет экономить на эксплуатации, оперативно перераспределять нагрузку на маршрут, избегая ситуации, когда автобус вместимостью несколько десятков человек с соответствующим расходом горючего везет вечером двух-трех пассажиров. Горожане получили быстрый и комфортный транспорт, а столица – уменьшение количества заторов
на дорогах.

Борис Гришин

Вернуться назад