ПГУПС: всегда высокий уровень


Продолжая серию публикаций о взаимодействии высшей школы и бизнеса в области транспорта, о подготовке кадров в Санкт-Петербурге мы обратились с рядом вопросов к декану факультета «Управление процессами перевозок» Петербургского университета путей сообщения, профессору Петру Кирилловичу Рыбину.

В 1986 году он стал выпускником этого факультета, который тогда носил название «Эксплуатационного», а затем поступил в аспирантуру, работал преподавателем, защитил кандидатскую диссертацию. В 2004 году был избран деканом факультета.


– Петр Кириллович, расскажите, какие традиции сложились за 81 год существования Факультета Управления процессами перевозок Петербургского университета путей сообщения?

– Да, вы правы, нашему университету более 200 лет, а факультет действительно был основан 14 декабря 1929 года. Первым его деканом стал крупный специалист-железнодорожник А.Г.Статкевич. За предвоенные годы факультет выпустил около 1000 инженеров. В годы Великой Отечественной войны с сентября 1942 г. факультет продолжал работу в Москве, а с начала 1944 занятия возобновились в Ленинграде. Более чем за 80 лет своего существования мы подготовили порядка 10 тыс. инженеров. Нужно отметить, что до 90-х годов XX века факультет выпускал не более 100 специалистов в год. Сейчас эта цифра удвоилась. Что касается факультетских традиций то это, прежде всего, тесное сотрудничество преподавателей и студентов, камеральность образования, дружба и товарищество. Помимо общих университетских мероприятий, среди старинных традиций факультета есть День встречи его выпускников, который проводится в первый понедельник апреля ежегодно, и об этом помнят все, кто учился у нас.

Помимо этого, многие молодые люди приходят сюда по стопам своих родителей, и даже дедушек и бабушек. А для нас это большая ценность, мы гордимся нашими династиями «движенцев», ведь именно так на железной дороге называют наших выпускников.

Многие общественные деятели: министры путей сообщения, руководители крупных предприятий были выпускниками ПГУПС. Сложно ли в наше время придерживаться заданного высокого уровня в образовании?

– Мы стараемся придерживаться этого высокого уровня всегда. Именитыми выпускниками очень гордимся и помним их. Кроме того, они сами всегда участвовали и участвуют в наших мероприятиях, читают лекции, выступают перед преподавателями, рассказывают о новых проектах, всячески помогают вузу и факультету. Например, в прошлом году в стенах этого здания прошла встреча выпускников, закончивших образование здесь 50 лет назад, в рамках которой состоялась беседа выпускников 1959 и 2009 года.


Специализация Факультета касается строго железнодорожного транспорта или же затрагивает другие аспекты процесса перевозок?

– Мы стараемся уделять внимание не только железной дороге, хотя и считаем ее основным работодателем для наших выпускников. На нашем факультете имеются кафедры, работа которых связана с определенными сферами транспортного бизнеса. Так, например, кафедра «Управление эксплуатационной работой» преимущественно ориентирована на вопросы оперативного управления и организации перевозок, кафедра «Информатика и информационная безопасность» занимается вопросами защиты информационных потоков, поскольку сегодня безопасность информации играет очень важную роль и влияет на многие процессы в бизнесе. Есть так же кафедра «Логистики и коммерческой работы», на которой преподаются дисциплины, связанные с коммерческой деятельностью транспортных структур и транспортной логистикой. Поэтому наших выпускников берут на работу, как в железнодорожные, так и в другие компании. Например, я сам читаю студентам дисциплину «Общий курс транспорта», т.е. знакомлю их с деятельностью других видов транспорта, помимо железнодорожного.

Как организован учебный процесс? На чем сделаны основные акценты?

– Учебный процесс, помимо традиционных занятий, лекций и семинаров, включает в себя интересные практические занятия, по сути дела деловые игры. Например, на факультете работает уникальный учебный центр управления перевозками, где студенты моделируют различные ситуации, управляют движением грузовых и пассажирских поездов и получают именно практические навыки работы непосредственно по своей специальности, более того, в конкретной должности. Кроме этого, есть ежегодные практики, в том числе станционная практика, где ребята получают навыки работы на реальных железнодорожных объектах. Кстати, следует отметить, что у нас в вузе реализована возможность получения студентами на втором курсе рабочей профессии по своему профилю.

Недавно при нашей партнерской поддержке в С-Петербурге был создан специальный Центр международной логистики ОАО «РЖД» и «Дойче Бан АГ» при СПБГУ. И сейчас в авторском классе при этом центре обучаются 15 студентов факультета «Управление процессами перевозок».

Наш факультет не стоит на месте, к концу этого года мы готовим программу по созданию еще одного учебного центра, но уже по транспортно-логистическим технологиям.

Участвуют ли студенты в отраслевых форумах и конференциях?

– Да, участвуют, но хотелось бы, чтобы это было чаще. Практически ежегодно наши студенты бывают с ознакомительными поездками в Лаппеенранту в Технологический университет, в Коуволу в Университет прикладных наук. Есть ребята, которые обучаются по системе «два диплома», но пока таких немного, есть специфика нашей базовой специальности. Поэтому в основном мы ориентированы на публикации студенческих работ в отечественных вузовских сборниках научных статей, хотя есть публикации наших студентов и в финских сборниках. А также мы стараемся привлекать их к участию в выполнении грантов с нашими партнерами в Финляндии и Германии.

Совмещение работы и учебы – это уже традиция. Может ли факультет обеспечить студентов трудоустройством на предприятиях Санкт-Петербурга?

– В этом году в университете проводится ярмарка вакансий, куда мы приглашаем представителей различных транспортных компаний, проектных институтов и организаций, которые могут прийти, встретиться с нашими студентами. Кроме того, ежегодно в феврале у нас проходит мероприятие, аналогичное тому, что в советское время называлось «распределением», где мы оказываем нашим студентам V курса содействие в трудоустройстве по окончании вуза. Сейчас наши выпускники работают в таких компаниях как ОАО «РЖД», «Евросиб», «РВД - сервис», «Интертерминал» и многих других. Бывает так, что мне звонят наши бывшие выпускники, сейчас - руководители крупных компаний, и просят дать рекомендацию на конкретного студента.


Для того, чтобы обучение на Факультете было актуальным, нужно следить за тенденциями рынка и новыми технологиями. Как это удается специалистам Университета?

– Профессора факультета постоянно посещают конференции, ездят на открытие новых реальных транспортных объектов, участвуют в семинарах, выполняют совместные работы с крупными компаниями, в том числе в области логистики.

Какую деятельность выбирают ваши выпускники после окончания Университета?

– По окончании вуза непосредственно с движением поездов в дальнейшем работают около 70 % выпускников, поскольку это наше наиболее популярное направление. Затем около 20-25% наших студентов выбирают инженерные должности, не связанные напрямую с оперативным управлением перевозками, и около 5% - идут в управление в другие сферы производства и бизнеса.

На сегодняшний день, по Вашему мнению, каково состояние рынка железнодорожных и интермодальных перевозок на Северо-Западе?

– Рынок интермодальных перевозок пока у нас на стадии развития. Если говорить, в общем о рынке перевозок, то очевидно, что экспорт преобладает над импортом. Да, в основном это сырьевые перевозки, транспортировка первичной промышленной продукции и металлов. Но это характерно не только для Северо-Запада, а и для России в целом. Это наше настоящее. А вот переход на перевозку продукции нашего производства, увеличение объема контейнерных перевозок – это задача для всей страны, как для производителей, так и для транспортников на будущее. Вот, тогда эффективность интермодальных перевозок будет выше.

Существует ли в нашей стране надежная альтернатива железнодорожному транспорту, если говорить о перевозках?

– Боюсь, что нет. У грузовых железнодорожных перевозок есть несравнимые преимущества перед автомобильными, скажем, в грузоподъемности подвижного состава, а, следовательно, в объемах перевозки, в развитости железнодорожной сети. Помимо этого, автотранспорт оказывает более существенное влияние на экологию. Конечно, уже есть движение в сторону автомобильного электротранспорта, но надо смотреть реальности в глаза. Есть компании, которые производят бензин, и им это невыгодно. Поэтому еще ближайшие 70 лет такие новшества не будут иметь большого успеха. Есть перспективы у внутреннего водного транспорта, но необходимы существенные инвестиции в восстановление и развитие его инфраструктуры.

На самом деле, я вижу перспективу в развитии смешанных перевозках с участием железнодорожного и водного транспорта, железнодорожного и автомобильного транспорта - вот куда следует направлять усилия, как в техническом, так и в технологическом плане. А это означает одно – существование взаимодействия видов транспорта при наличии межвидовой транспортной конкуренции.

Каким бы Вы хотели видеть журнал о грузовом транспорте?

– Хотелось бы, чтобы это была некая разумная компиляция научной теории и практики.


Ольга Бурашникова, фото автора