Большой босс. Интервью с Борисом Биллихом

В инициалах ББ скрывается двойной смысл. Это имя и фамилия генерального директора «Мерседес-Бенц Тракс Восток» — Бориса Биллиха. Эту же аббревиатуру можно расшифровать и как Большой Босс.



У Большого Босса большая компания, в которой всегда происходит что-то интересное. Мы встретились с Борисом Биллихом и поговорили о том, чем сейчас живет «Мерседес-Бенц Тракс Восток».


— Борис, телеканал EuroNews ежедневно пугает зрителей новостями об усугубляющемся кризисе в Европе. В России это чувствуется? Новости с экрана телевизора не пугают?

— Не пугают. «Мерседес-Бенц Тракс Восток» было создано непосредственно во время мирового финансового кризиса. В середине 2009 г. никто из наших коллег не знал, как будет выглядеть будущее. Рынок тогда упал на 85%, и все были очень пессимистично настроены. И каждый знал, что когда-нибудь, конечно, все будет хорошо. Но когда это произойдет, сколько времени потребуется, никто не знал.

Лично для меня это было очень интересное время. Хотя оно было очень напряженным, но каждый новый день приносил новую информацию и новые надежды.

Я очень рад, что с командой менеджмента «Мерседес-Бенц Тракс Восток», несмотря на это сложное время, нам удалось построить производство в Набережных Челнах, на высокое качество продукции которого кризис не повлиял никоим образом. В дальнейшем нам удалось увеличить нашу долю рынка в продажах грузовиков в России. Поэтому я очень горжусь тем, что мы сделали.

Сейчас я, конечно, чувствую себя значительно спокойнее, чем в 2009 г. Но каждое утро, просыпаясь, я всегда думаю: «Сколько же еще предстоит сделать, и сколько всего интересного ждет нас впереди».


В Набережных Челнах не только собирают шасси, но и устанавливают некоторые надстройки, например такие, как этот самосвальный кузов компании «АСТЕЙС» для Mercedes-Benz Actros 3336


— Кому принадлежала решающая роль в этом рывке — немецкому менеджменту или российскому?

— Этих результатов мы добились именно благодаря командной работе. Были своим задачи и у немецкой стороны, и у российской. Очень много нового было привнесено в стиль управления — это пришло от немецкой стороны. Но и российские менеджеры проявили себя весьма творчески, что тоже сыграло нам на пользу.


— Не могли бы вы раскрыть подробности деятельности российской стороны?

— Российская сторона — это продажи, постпродажное обслуживание, координация работы дилеров. Здесь как раз пригодилась русская смекалка и вариативность мышления, присущая жителям большой и многогранной страны. На севере России — свои нюансы, на юге — свои. То же самое с востоком и западом. В крупных мегаполисах — свои особенности, в маленьких городах — свои.

В России постоянно необходимо находить индивидуальные решения для самых разных ситуаций. Этим как раз и сильны российские менеджеры. Этому немцы учатся у россиян.

Но что бы и где не случилось — качество продукта не должно страдать. Оно должно быть стабильно высоким. Это тот постулат, на котором всегда настаивали, настаивают сейчас и будут настаивать наши немецкие коллеги.


— Кстати, о продуктах. Основным изделием остается Mercedes-Benz Axor или расстановка акцентов будет меняться? Есть ли какие-нибудь отличия российских Axor от своих аналогов, собранных в Европе?

— Кроме номера шасси никакой разницы между ними и грузовиками, сошедшими с конвейеров в Верте (Германия) или Аксарае (Турция), нет. Это абсолютно те же технология, сервис, условия гарантии и, что самое важное, то же качество. С самого начала в России мы применяли даже более жесткие принципы контроля качества. И это дало свои результаты.

Axor, действительно, наиболее популярный наш продукт в России. Но «Мерседес-Бенц Тракс Восток» предлагает полную линейку. Помимо Axor — это Actros и Аtego, а также Zetros и Unimog. Все с двигателями Euro-5.

Следующим шагом логично стало бы предложение рынку наших новейших моделей уровня Euro-6 в России, но, увы, российский рынок к Euro-6 пока не готов.


Новые грузовики марки Freightliner, входящей в структуру концерна Daimler, возможно, появятся в России


— Таким образом, слухи о возможном появлении Antos и Arocs в России пока далеки от реальности?

— Да, вывод этих моделей на российский рынок в ближайшее время не планируется. Увы, эксплуатация наиболее высокотехнологичных грузовиков в России не является преимуществом. Суть этой особенности хорошо известна специалистам — качество российского топлива не подходит этим машинам. Разрешить эту ситуацию можно только на государственном уровне.


— Да, увы, схожая ситуация наблюдается не только в сфере коммерческого транспорта.

— Да, так. Ни для кого не секрет, что технологические возможности концерна Daimler находятся впереди устоявшихся в России стереотипов. Ведь Daimler — это не только Mercedes-Benz. Daimler — это и гибридные грузовики Mitsubishi Fuso, это и классические американские грузовики Freightliner и Western Star.

Капотные «Фрейтлайнеры», кстати, очень популярны в России. Правда завозятся они пока только подержанными. У нас есть мысль попробовать наладить поставки новых таких грузовиков в Россию.


— То есть, правильно ли я понимаю, что, возможно, через некоторое время мы увидим на российском рынке новые тягачи марки Freightliner и Western Star?

— Да, такие планы есть. Работа в этом направлении уже ведется. Пока я не могу озвучить точные сроки, но… Приходите на выставку ComTrans!


— Спасибо, придем обязательно. Еще один интересный вопрос — о КАМАЗе-5490. Ждать или не ждать эту модель? И также интересует ваше мнение об этой модели.

— К сожалению, о камазовских продуктах мало что могу сказать, так как эти изделия, в том числе КАМАЗ-5490, находятся не в нашей юрисдикции. Для меня, как представителя марки Mercedes-Benz, КАМАЗ-5490 — это конкурент.


КАМАЗ-5490, получивший прозвище Kamaxor, закроет рыночный сегмент, называемый modern domestic


— Но у него ведь кабина Mercedes-Benz Axor. На первый взгляд — продукт почти родственный?

— Мы очень рады тому, что, скажем так, популяция мерседесовских двигателей, мостов и кабин в России увеличивается. С точки зрения клиента — это преимущество. К тому же за счет унификации становится более доступным сервис.

Я убежден, что оба бренда останутся независимыми и каждый будет выполнять предначертанные ему задачи. KамАЗ закроет сегмент, который мы называем «modern domestic». Под этим термином подразумевается продукция местного производства, соответствующая современным техническим, эксплуатационным и экологическим параметрам. Грузовики Mercedes-Benz всегда будут находиться в сегменте «премиум», в котором повышенное внимание уделяется критериям эксплуатации. Использование совместных комплектующих предоставит огромное преимущество не только в сфере производства, но и в обслуживании, снабжении запасными частями, а также положительно скажется на работе дилерской сети.


— Да, соглашусь, количество компонентов Mercedes-Benz в составе автомобилей других марок становится все более заметным. В этом контексте поинтересуюсь перспективами сотрудничества с Минским автозаводом, который для своих грузовиков и автобусов использует двигатели Mercedes-Benz.

— МАЗ работает напрямую с Германией. ООО «Мерседес-Бенц Тракс Восток» в этом процессе не участвует. Однако сервисную поддрежку автобусам и грузовикам МАЗ с двигателями Mercedes-Benz мы, конечно, обеспечиваем. Такое решение изначально было принято на уровне головного концерна, поэтому любой МАЗ с двигателем Mercedes-Benz желанный гость на любой нашей фирменной станции.


— И еще один вопрос про технику. Специальные модели Zetros и Unimog. На каком этапе сейчас находится процесс их продвижения?

— Весьма неплохо. Мы очень довольны тем, как растет интерес к этим машинам со стороны российских заказчиков. Еще лет десять в России продавался максимум десяток «Унимогов» в год. А в самом ближайшем будущем мы планируем уже трехзначные цифры продаж. В Набережных Челнах мы запустили местную локальную сборку «Унимогов» и очень активно сотрудничаем с российскими «бодибилдерами», поставляющими специальные надстройки. Совместно с РЖД мы ведем и планомерную работу по сертификации наших Локомобилей.




— Борис, расскажите о своей карьере. Кем и где вы работали до назначения на должность директора «Мерседес-Бенц Тракс Восток»?

— Свою карьеру в Mercedes-Benz AG начал в 1990 г., приняв участие в специальной обучающей программе концерна по экономике и информатике. В 1993 г. работал в отделе планирования продаж коммерческих автомобилей в штаб-квартире компании в Штутгарте. В период с 1994 по 1998 гг. руководил продажами коммерческих автомобилей компаниям-импортерам в Центральной и Восточной Европе.

В 1998 г. вошел в команду, «с нуля» организовавшую продажи Mercedes-Benz на Ближнем Востоке, где отвечал за продажи и маркетинг коммерческой техники. Вернувшись в штаб-квартиру, продолжил работу со странами Центральной и Восточной Европы вплоть до перевода в Чехию в 2004 г. Последующие пять лет занимал должность директора по продажам и маркетингу коммерческих автомобилей «Мерседес-Бенц» в Чехии. С 2008 г. занимаю свою нынешнюю должность.


— В заключение немного о личном. Вы уже несколько лет живете в России. Как вам наша страна?

— Свободного времени чрезвычайно не хватает. Мечта — воспользоваться преимуществами самой большой страны мира. Россия дает колоссальные возможности для путешествий и чрезвычайно разнообразна. Путешествуя по ней, можно получить массу впечатлений. Я действительно люблю российские просторы. Но, чтобы объехать эти просторы, нужно очень много времени. Его-то и не хватает.

Еще хочу отметить, что здесь очень хорошие и отзывчивые люди. Как у вас говорят — душевные. Благодаря этому и я, и моя семья чувствуем себя в России очень комфортно. Это особенно приятно.


ХИТ-ЛИСТ ГЕРОЯ

Фильм:
«Однажды на Диком Западе»




Писатель:
Милан Кундера




Музыкант (группа):
The Who, Queen/Freddy Mercury




Город:
Фрайбург




Актер (актриса):
Роберт де Ниро, Джуди Денч




Место отдыха:
футбольное поле