65 лет доставки. Служба экспресс-доставки TNT

Юг Москвы, остановка общественного транспорта. На ней мама с мальчиком лет десяти. Мимо проезжает фургон с фирменным логотипом — белые буквы «T», «N», «T» в кружочках. Мальчик оживился: «Этого TNT постоянно возят по городу. А что это такое и зачем его возить?»



И правда, а что такое TNT? Об этом нам рассказал менеджер по развитию бизнеса Западного региона TNT Express в России Алексей Лавров.

Прежде всего, сама аббревиатура TNT — это Thomas National Transport, название компании по фамилии его создателя — австралийца Кена Томаса. После окончания Второй Мировой войны Томас купил себе грузовик для перевозки леса. Бизнес не задался, но это не остановило начинающего предпринимателя, и в 1948 г. Кен Томас уже с четырьмя автомобилями начал историю TNT Limited.


— Все начиналось с одного грузовика в Австралии. А какова история компании на российском рынке?

— На протяжении многих лет советские граждане не знали, что такое экспресс-доставка. Только в конце 80-х — начале 90-х гг. в Россию стали поступать экспресс — отправления различных клиентов, вовлеченных в процесс внешнеэкономической деятельности.

В то время «Союзвнештранс» доставлял экспресс — отправления абсолютно для всех, но постепенно количество отправлений стало увеличиваться, и интерес к российскому рынку стали испытывать международные компании экспресс-индустрии. Так в 1989 г., т.е. 24 года назад, TNT Express начала свою деятельность на нашем рынке. И за это время компания сумела добиться много. У нас до сих пор работают люди, которые стояли у истоков зарождения компании в России. По их воспоминаниям, например, в начале 90-х годов

в день отправлялось не более 100 отправлений из Москвы, а сейчас в месяц их обрабатывается более 125 тыс. Это документы, посылки и грузы, в том числе нестандартные. Мы также доставляем очень срочные отправления до 9 утра на следующий рабочий день.


— Что такое TNT Express сейчас?

— Сейчас у нас открыты 13 собственных отделений: в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Владивостоке, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Иркутске, Хабаровске, Калининграде, Казани, Ростове-на-Дону, Краснодаре и более сорока агентских представительств по всей стране. Это позволяет нам осуществлять доставку в 11 000 городов и населенных пунктов России. Ежемесячно TNT выполняет около 125 тыс. заказов по доставке отправлений в Россию и из России. Два года назад мы расширили наши операционные возможности, открыв новый сортировочный центр и склад в Москве. Площадь складских помещений — 10 000 кв.м, офисных помещений в здании склада более 800 кв.м.


— В вашей компании главное действующее лицо — это все-таки человек или автомобиль?

— Конечно, человек! В TNT Express мы верим, что именно сотрудники — главная ценность компании, ее конкурентное преимущество. В 2002 г. наша компания первой в России получила международный сертификат в области развития персонала Investors in People. В прошлом году мы успешно прошли очередной, уже четвертый, аудит и подтвердили аккредитацию. Мы не смогли бы добиться таких высоких результатов без сплоченной работы команды профессионалов и единомышленников.


— Каким образом выбирается транспортный состав? Каковы критерии выбора?

— Одна из приоритетных задач TNT Express по всему миру — это снижение количества выбросов углекислого газа на 45% к 2020 г. TNT намерена расширять парк экологичных машин.

В нашем российском автопарке есть автомобили Volkswagen Caddy Kasten 2.0 EcoFuel и Mercedes Benz Sprinter, работающие на метане. Кроме этого, 95% автопарка относится к классу «Euro-4». Также мы используем транспортные средства различной грузоподъемности в зависимости от направления доставки.



— Численность автопарка на сегодня?

— В нашем парке 111 машин.


— Каким образом обслуживается техника — на собственных станциях или полностью на аутсорсинге?

— Полностью на аутсорсинге.

В этом мы находим множество плюсов: не требуется оборудование, дополнительные площади, грузоподъемные механизмы, лицензия и т.д. Тем более, что автопарк у нас разнообразный, а универсальных приборов и механизмов для обслуживания, как известно, не существует. Поэтому все обслуживание автопарка мы проводим через официальных дилеров.


— Тяжело ли отстаивать лидирующие позиции на нынешнем отечественном рынке? Какова ситуация в вашей сфере бизнеса сейчас?

— Экспресс-доставка — это зеркало любой экономики, и Россия не исключение. Если экономика растет, то и наша отрасль показывает рост бизнеса, если экономика падает — то мы испытываем ценовое давление. Докризисные темпы роста рынка составляли 30–40% ежегодно. Сейчас рост замедлился. На сегодняшний день на российском рынке внутренние перевозки составляют большую часть от общего объема перевозок — около 80%, международные — 20%, в структуре международных перевозок 20-30% занимает экспорт и 70-80% — импорт. Такая тенденция должна сохраниться и в будущем.

Исторически экспресс-перевозчики специализировались на B2B рынке. В последние годы отрасль активно выходит в сектор B2C. Именно в этой области идет активное развитие. Все возрастающее число людей делают заказы в Интернете, поскольку это быстро и удобно. Рынок B2C предоставляет хорошие возможности, но мы стремимся подходить к этому вопросу выборочно, чтобы обеспечить необходимую прибыльность.

В последние годы конкуренция на рынке экспресс-доставки возросла, локальные перевозчики активизировались. Одновременно вырос и профессионализм клиентов. Это проявляется во всем: в организации тендеров, ведении переговоров, умении четко формулировать требования к набору необходимых услуг, взвешенном подходе к выбору партнеров. Если раньше многие компании просто продлевали соглашения путем переговоров, то сейчас организуют тендеры, стремятся получить более полный спектр услуг за меньшие деньги. Обладая широким выбором интегрированных услуг, большой географией покрытия и превосходным клиентским сервисом, мы предлагаем больше, чем любой локальный игрок.



— Кто ваш клиент? Как его удержать?

— Мы концентрируемся на B2B рынке и активно работаем с компаниями таких отраслей, как нефтегазовая, электроника и телекоммуникация, издательское дело, фармацевтика, автомобилестроение, банковские услуги.

Чтобы удержать клиента в высококонкурентной среде, нужно быть на шаг впереди рынка. Предвосхищать потребности клиентов, и предлагать им качественные решения. Например, мы проводим регулярные опросы наших клиентов, и получаем важную обратную связь – какие области нам необходимо улучшить. На основе результатов опроса мы разрабатываем оперативный план действий, в воплощении которого принимают участие ответственные представители всех основных функций. Это особенно важно, потому что мы предлагаем нашим клиентам премиальные услуги по соответствующей цене.


— Какие планы по дальнейшему развитию?

— Приоритет TNT Express – улучшить прибыльность в течение следующих двух лет, опираясь на наши сильные стороны: обширную европейскую сеть в сочетании с международным сообщением, широкий выбор услуг и превосходный клиентский сервис. Международная доставка, доставка нестандартных грузов для малого и среднего бизнеса будут являться нашими приоритетами. Мы также предпринимаем шаги для того, чтобы сделать нашу организацию более эффективной за счет сокращения непрямых затрат и оптимизации операционных сетей.

До 2015 г. инвестируем 200 млн евро в нашу инфраструктуру и IT системы, чтобы повысить продуктивность и улучшить сервис для наших клиентов.


В практике TNT Express были перевозки силовых турбин и генераторов; специалисты компании организовывали перевозку автомобиля Porsсhe в Доминиканскую республику, доставляли в США останки кота, которого хозяйка решила клонировать, отправляли свежую семгу прямо к новогоднему столу и черный хлеб за границу ностальгирующим по родине соотечественникам.

Но на одной доставке хотелось бы остановиться особенно. Это была перевозка двух очаровательных панд Bing Xing («Звезду Льда») и Hua Zuiba («Губки Бантиком») в Мадрид. Два гигантских медведя покинули свои родные пенаты в Шанхае и в кузове грузовика, принадлежащего TNT Express, отправились в поездку практически вокруг земного шара к своему новому дому в зоопарке Мадрида.

Перевозка панд осуществлялась с помощью автомобильного и авиационного видов транспорта. Чтобы создать наиболее комфортные условия транспортировки этих двух гигантских медведей, компания TNT оборудовала клетки, в которых они находились, устройствами, регулирующими содержание кислорода в воздухе и температуру окружающей среды, а также приборами, контролирующими давление воздуха в клетках. Маршрут перевозки был составлен таким образом, чтобы погрузка и выгрузка панд происходили как можно меньшее количество раз.

В течение всей поездки панды находились в оптимальной температуре — около 20º С. Группе ветеринаров был предоставлен специальный привилегированный режим в ходе полета с тем, чтобы они могли сопровождать медведей и ухаживать за ними в течение всего рейса. В ходе перевозки панды также находились в поле зрения видеокамер наблюдения с целью контроля за их состоянием. Специалистами TNT был разработан детальный план действий на случай возникновения каких-либо чрезвычайных обстоятельств. Команда специалистов, представляющих различные страны мира, была приведена в состояние готовности на время транспортировки этих редких животных.


ХИТ-ЛИСТ ГЕРОЯ

Отдых:
люблю путешествовать, забираясь с друзьями в самые отдаленные от цивилизации природные островки




Еда:
картофельное пюре с соленой капустой и салат (помидоры с сыром моцарелла буффало)




Фильм:
«Покровские Ворота» и «Неоконченная пьеса для механического пианино»




Книга:
люблю перечитывать «Евгения Онегина» Пушкина, Достоевского, Чехова, Гоголя.
Из бизнес-литературы — «7 Habits of highly effective people»




Музыка:
Леонард Коэн, Мирей Матье. Но я не прочь послушать и что-нибудь современное по радио