Российский грузовой рынок: цифры и тенденции - 2012

Статистика, как известно, знает все. В том числе и количественные показатели грузового рынка России. Что же они означают, и каковы качественно-структурные наполнения этой, безусловно, одной из важнейших отраслей?



Всего за прошедший год в Российской Федерации был зарегистрирован 443 851 грузовой автомобиль полной массой свыше 5 т. Из них новых — 124 212 шт., что составило резкий прирост в 18,5% по отношению к 2011 г. (104 861 шт.). Количество подержанных, превосходящее количество новых, следующее: 318 939 шт. Однако в относительном сравнении оно снизилось на 1,4% по сравнению с 2011 г. (324 569 шт.).

Продажи грузовиков за 2012 г. составили 361 122 шт., показав небольшой темп роста, +9,5%, по отношению к результату 2011 г. Абсолютный рост продаж зафиксирован во всех сегментах рынка, при этом в сегменте отечественных машин он почти прекратился и вырос на микроскопические 0,62%. Рыночная доля же вообще понизилась с 49,3% до 45,3%.

В то же время увеличилось количество импортных грузовиков отечественного производства, с 21 456 до 28 686 шт. Их рыночный сегмент резко прибавил, от 1,5% до 8,0%. Тем не менее общая доля произведенных в России грузовиков уменьшилась с 55,7% до 53,2%. А соответственно, вырос импорт новых грузовиков — до 152 430 машин. Это увеличило его рыночную долю до 41,8%.

Из Рис.1 отчетливо видно, что суммарная доля всего двух отечественных марок (КАМАЗ и МАЗ) в тяжелом секторе превалирует над импортными, составляя в сумме более 53%.



Говоря о производстве, необходимо отметить следующие тенденции. В то время как рост производства отмечен у следующих отечественных компаний: КАМАЗ (+4,5%), Бецема (+25,3%), IVECO-АМТ (+7,1%), он выражается скорей в абстрактных, нежели практических цифрах. Так, увеличение производства на БАЗе на 22,3% означает лишь 126 шт. за истекший год, СААЗе (+420%) — 143 шт. В то же время на других наших автозаводах отмечено падение производства: на ГАЗе -2,4% (88 517 шт.), ЗиЛе -14,8% (1 022 шт.), Урале -39,6% (6 494 шт.).

В то же время у всех отечественных производителей импортных грузовиков отмечен уверенный рост производства: «Вольво Восток» +23,4%, «ФУЗО КАМАЗ Тракс Рус» +54,6%, «БАУ Моторс» +51,9%, «Мерседес-Бенц Тракс Восток» + 210%, «Скания-Питер» +17,3%. Такая же ситуация в производстве класса LCV: Ford-Sollers Елабуга собрал более 11 000 ед. Ford Transit, Sollers-Isuzu (Ульяновск) – 1 500 шасси, ГК «Автотор» — 378 шт.

Если посмотреть на Рис.2, 4, то видно, что основные доли продаж импорта приходятся на долю «европейской семерки», к которой вплотную примыкают машины крупных китайских концернов. Правда, есть данные, что большинство китайских машин ввезены «серыми» дилерами, использующими различные способы оптимизации цен и таможенных платежей, что обеспечивает им серьезные преимущества.

Если же сравнить эти данные с таковыми, представленными на Рис.3, становится ясно, что до серьезной конкуренции с западными производителями китайским еще далеко. Среди 11 643 шт. импортированных машин большинство по-прежнему составляет продукция европейской семерки.





Однако китайских марок там нет вообще (за 2012 г. в Россию ввезено всего 26 подержанных «китайцев» всех марок). Вместо них традиционно представлены американские грузовики, по-прежнему популярные у частных перевозчиков. А марка Daewoo свидетельствует об интересе дальневосточных регионов к продукции наших соседей.

Продажи зарубежных подержанных машин в 2012 г. увеличились на 11%, что обуславливалось одним обстоятельством. Анализ импорта по месяцам показывает, что после равномерного ввоза в первой половине года, он резко подскочил в августе (на 17%), а затем так же резко упал.

Пятикратное падение импорта в сентябре (подобные цифры видны и в импорте новой техники) эксперты связывают с введением утилизационного сбора, перед наступлением которого трейдеры закупали технику впрок.

Рис.5 позволяет отчетливо понять тенденции в спросе на продукцию большой семерки. При качественном сходстве продукции преимущество получает производитель, сумевший предложить наиболее конкурентоспособный товар.



Очевидно, что падение рыночной доли лидера (MAN) почти на 10% в течение двух лет обусловлено отсутствием сборочного производства на территории России. К слову, своего сборочного производства не имеет также другой представитель «европейской семерки», DAF, однако он сумел увеличить долю на 7,8%. Это связано с долгожданным открытием собственного представительства и активным строительством сети фирменных сервисных центров.

Стремительный рост на 10,5% марки Mercedes-Benz также связан с деятельностью собственного российского юридического лица, МБТВ и началом масштабного сотрудничества с КАМАЗом.

Падение доли компании IVECO формально и обусловлено ростом производства специальных моделей для России его дочерней структурой, IVECO-AMT (1027 шт. в 2012 г.), которая не учитывается в деятельности зарубежной компании.

Наконец, Рис.6 иллюстрирует качественные изменения на рынке грузовых перевозок России. На первом месте, как и следовало ожидать, тягачи, что свидетельствует о высокой конкурентоспособности дальних автомобильных перевозок.



Рост строительной отрасли как индикатора экономики в целом влечет за собой второе место сегмента строительной техники (самосвалов, бетоносмесителей и т.д.). Стабильный спрос на бортовые грузовики обеспечивает сельское хозяйство, а также частный бизнес. Очевидно также, что узкоспециализированные транспортные сектора пока не дотягивают до общемировых данных (их доля в европейских странах в среднем превышает 30%).

Какие же выводы можно сделать из данных за прошедший, 2012 год?

Во-первых, страна окончательно оправилась от последствий печально известного мирового кризиса.

Во-вторых, развитие грузовой отрасли идет полностью в соответствии с общемировыми тенденциями (рост специализации грузовиков, превалирование общемировых брендов).

В-третьих, продолжает развиваться курс на обновление транспортного парка страны, поскольку доля импорта подержанных машин неуклонно сокращается.

В то же время увеличивается присутствие мировых производителей, за счет сборки формально «отечественных» грузовиков (в силу открытия производств внутри страны). При этом Россия пока продолжает предпринимать меры по защите отечественных производителей, что правильно с макроэкономической точки зрения (автотехника Вооруженных сил, к примеру). С другой стороны, сиюминутные, непродуманные ходы (неожиданное введение утилизационного сбора с одной стороны, вступление в ВТО — с другой) способны создать ненужный ажиотаж, и, в конечном итоге, повредить отрасли в целом.


КОММЕНТАРИИ



Ари Хендрикс, генеральный директор ООО «ДАФ Тракс Рус»

Как оцениваете результаты продаж 2012 г.? Какие модели оказались в наибольшем спросе?

На российский рынок мы поставляем всю линейку грузовых автомобилей DAF, имеющих полную массу от 7,5 до 50 т. Особо выделю наш грузовик для дальних перевозок XF105, комфортный для водителя, надежный и потребляющий к тому же мало топлива.

По нашим оценкам в 2012 г. рост рынка грузовиков среди европейских брендов составил 29%. 2012 год оказался весьма успешным для российского представительства DAF.

Статистику мы ведем на основании полученных данных о регистрации новых DAF на территории Российской Федерации. Всего в 2012 г. было зарегистрировано 4 461 единиц техники DAF. В тяжелом сегменте более 16 т 13,3% российского рынка среди европейских брендов, а в 2011 г. – 1 795 (6,9% соответственно).

Лидерами продаж среди линейки DAF являются тягачи серии XF и CF. По результатам регистраций за 2012 г., DAF №1 в сегменте тягачей (доля рынка 21% среди европейских брендов) и лидер среди всего грузового рынка России с рыночной долью 15,7%.

Каковы планы компаний в наступившем году?

Основной задачей перед собой мы видим расширение дилерской сети DAF в России и прилагаем все усилия для ее расширения. В начале 2011 г. она состояла из двух полноправных и двух сервисных дилеров в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Смоленске. В 2012 г. были назначены девять новых полноправных дилеров. Сейчас на стадии заключения контракта дополнительно семь полноправных дилеров и восемь сервисных станций.

Согласно нашим планам, в период до 2014 г. в России должны будут работать 40 полноправных и 25 сервисных партнеров, а также 50 точек продаж запасных частей.

Чтобы повысить качество сервиса, в 2012 г. мы открыли дистрибьюторский центр запасных частей PACCAR PARTS в Солнечногорском районе Подмосковья.

В 2013 г. мы также делаем большую ставку на специальные продукты. В рамках программы повышения эффективности грузоперевозок ATe (Advanced Transport efficiency) DAF представляет специальные версии тягачей популярных моделей CF85 и XF105 с усовершенствованными техническими характеристиками для обеспечения максимальной эффективности грузоперевозок и экономии топлива при минимальном воздействии на окружающую среду. Новые грузовики уже получили отличные отзывы в Европе благодаря снижению расхода топлива до 9%.



Ирина Корзинова, представитель по связам с общественностью подразделения GroupTrucksRussia ЗАО «Вольво Восток»

Как оцениваете результаты продаж 2012 г.?

Подразделением Renault Trucks Россия в 2012 г. были реализованы 1 642 грузовых автомобиля под маркой Renault (1 347 ед. в 2011 году, рост +22%). Из них 1 572 ед. были произведены на заводе Volvo Group в Калуге (1 319 ед. в 2011 г., рост +19%).

Согласно статистике по импорту, в 2012 г. в Россию было завезено 1 294 подержанных грузовых автомобиля Renault (1 151 ед. в 2011 г., рост +11%).
Таким образом, совокупно продажи новых и подержанных грузовых автомобилей под маркой Renault в 2012 г. составили 2 936 ед. (2 498 ед. в 2011 г., рост +17,5%).

Доля рынка совокупных продаж новой и подержанной тяжелой грузовой техники иностранных брендов составила (без учета китайских производителей) в 2012 г. для Renault Trucks — 6,4%. Доля общего рынка продаж новой тяжелой иностранной грузовой техники, подержанной иностранной грузовой техники, новой грузовой техники России и стран СНГ составила для Renault Trucks 2,4%.

Сама знаковая сделка года?

Согласно стратегии объединенной компании, подразделение Renault Trucks Россия переведено на схему прямых продаж клиентам (как это работает в Volvo Trucks Россия), отказываясь от сбытовой политики через независимых дилеров.

Вывод в прошлом году на рынок новой серии Volvo FH, а также грядущее этим летом полное обновление модельной гаммы Renault Trucks позволит объединенной компании уже в ближайшем будущем предлагать своим клиентам самые современные грузовые автомобили. Уже с 2014 г. обновленная техника объединенных брендов начнет производиться на заводе Volvo Group в Калуге.

Каковы планы компаний в наступившем году?

Планируется и дальше развивать объединенную сервисную сеть, совершенствовать культуру сервисного обслуживания и продаж для достижения максимальной клиентской удовлетворенности в области послепродажного обслуживания.





Михаил Семенихин, глава марки Volkswagen Коммерческие автомобили в России

Как оцениваете результаты продаж 2012 г.?

В 2012 г. объем продаж марки Volkswagen Коммерческие автомобили достиг рекордных показателей за всю историю существования марки и составил 16,1 тыс. автомобилей. Рост составил 31% по сравнению с 2011 г.

По итогам 2012 г. доля рынка марки Volkswagen Коммерческие автомобили составила 7,6%, в 2013 г. планируем ее и дальше существенно расширять.

Какие модели оказались в наибольшем спросе?

Лидером продаж стал модельный ряд Т5 (Multivan, California, Caravelle, Transporter). Всего за прошлый год в России было продано 7,2 тыс. автомобилей линейки, что на 34,3% больше, чем в прошлом году (2011 г. – 5,4 тыс.). Популярностью в России пользуется и модель Amarok.

Количество реализованных за прошедший год пикапов достигло 3,1 тыс. единиц, что на 79,4% больше, чем в прошлом году (2011 г. – 1,7 тыс.). Хорошие результаты продемонстрировали и другие модели Volkswagen: объемы продаж Caddy возросли на 14% и составили 3,5 тыс. автомобилей (2011 г. – 3,1 тыс.). Продажи Crafter увеличились на 7,3%, всего за прошедший год покупателям было передано 2,3 тыс. автомобилей (2011 г. — 2,1 тыс.).



Ирина Корзинова, представитель по связам с общественностью подразделения GroupTrucksRussia ЗАО «Вольво Восток»

Как оцениваете результаты продаж 2012 г.?

По итогам 2012 г. подразделением Volvo Trucks Россия было продано 6 976 грузовых автомобилей, что на 34% больше, чем за аналогичный период 2011 г. (5 223 ед). На заводе Volvo Group в Калуге было произведено 4 387 ед. грузовой техники Volvo (3 748 ед. в 2011 г., рост +17%). Согласно статистике по импорту, в 2012 г. в Россию было завезено 2 162 подержанных грузовых автомобилей Volvo (2 392 ед. в 2011 году, падение —10%).

Таким образом, совокупно продажи новых и подержанных грузовых автомобилей под маркой Volvo в 2012 г. составили 9 138 ед. (7 615 ед. в 2011 г., рост +20%), что является наилучшим показателем среди всех иностранных брендов на российском рынке.

Доля рынка совокупных продаж новой и подержанной тяжелой грузовой техники иностранных брендов составила (без учета китайских производителей) в 2012 г. для Volvo Trucks — 19,8%. Доля общего рынка продаж новой тяжелой иностранной грузовой техники, подержанной иностранной грузовой техники и новой российской и стран СНГ составила для Volvo Trucks — 7,5%. Наибольшим спросом пользовалась модель FH в комплектации «Шторм».

Сама знаковая сделка года?

Не сделка, но знаковое событие: В 2012 г. было объявлено о глобальной трансформации Volvo Group. Стратегические цели объединенной компании ориентированы на повышение удовлетворенности клиентов, увеличение покрытия и доли рынка, предложение продуктов и услуг под нужды клиентов, а также повышение доходности сделок для дальнейшего роста конкурентоспособности.

В этой связи подразделение концерна Volvo Group — Group Trucks Sales and Marketing — было разделено на 4 региона продаж. Российский рынок, наряду с украинским, турецким и белорусским, будет относиться к региону «Объединенная Восточная Европа».

Знаковым, правда уже в 2013 г., для концерна Volvo Group стало подписание соглашения с Dongfeng Motor Group Company Limited (DFG) на покупку 45% акций новой дочерней компании Dongfeng Commercial Vehicles (DFCV). Специализация DFCV — производство средне- и крупнотоннажной грузовой техники. Сделка будет завершена в течение года. Цена сделки — 680 млн евро. По завершении сделки концерн Volvo станет самым крупным в мире производителем тяжелых грузовых автомобилей.





Борис Биллих, генеральный директор «Мерседес-Бенц Тракс Восток»

Как оцениваете результаты продаж 2012 г.?

2012 г. стал для нас очень успешным. В 2012 г. МБТВ удалось реализовать в России порядка 5 000 автомобилей. Это почти на 80% больше, чем в 2011-м. Это был очень важный этап в развитии компании, на котором мы совершили настоящий рывок. В будущем году мы намерены этот результат превзойти.

Какие модели оказались в наибольшем спросе?

Большим спросом пользуется наш флагман Actros. В прошлом году состоялось несколько крупных поставок тягачей Axor. Кроме того, мы очень довольны, что увеличивается спрос на Atego для внутригородских перевозок, и мы надеемся еще больше его увеличить после введения ограничения движения грузовиков свыше 12 тонн по МКАДу. Также мы очень активно развиваем продажи специальной техники, плотно работаем с компаниями-доработчиками, у нас появляются новые дилеры по продажам именно специальной техники, благодаря которым мы планируем еще больше увеличить продажи.

Каковы планы компаний в наступившем году?

В 2013 г. у нас большие планы. Во-первых, удержать и приумножить результаты, достигнутые в 2012 г., во-вторых, еще больше повысить уровень локализации производства. Одной из приоритетных задач остается дальнейшее развитие дилерской сети: общее количество дилерских центров до конца года должно составить около 60 предприятий, в этом году мы планируем активно развивать свое присутствие в Сибири, в Центральной части и на юге России.





Ханс Тарделл, генеральный директор ООО «Скания-Русь»

Как оцениваете результаты продаж 2012 г.?

Несмотря на отголоски европейского кризиса, введение утилизационного сбора, можно дать положительную оценку нашей работе за 2012 г.
Согласно информации из официальных источников (AEB), продажи в сегменте тяжелых грузовиков немного сократились — на 12%, что сказалось в том числе на Scania, которая реализовала 5 823 единиц тяжелой грузовой техники, заняв, по данным «Ассоциации Европейского Бизнеса», второе место среди автопроизводителей. При этом важно отметить, что компания Scania остается в секторе прибыльного роста, который означает развитие компании не в ущерб ее доходности.

Какие модели оказались в наибольшем спросе?

Традиционно, наибольшей популярностью пользуются тягачи для магистральных и региональных перевозок. За прошедший год выросло количество проектов с участием карьерной техники — это углевозы, шлаковозы, карьерные самосвалы для перевозки «вскрыши» и, предлагаемые в комплексе с ними, сервисные решения для обслуживания специальной техники прямо в месте добычи, с тем, чтобы она могла работать 24 часа в сутки.

Каковы планы компаний в наступившем году?

В этом году мы планируем улучшить показатели продаж и увеличить долю рынка Scania. В марте 2013 г. Scania представляет обновленный модельный ряд магистральной техники — с улучшенными показателями топливной экономичности, новыми решениями в дизайне интерьера и экстерьера кабины, а также лучшими показателями силового агрегата. Обновления коснутся строительных автомобилей: появятся самосвалы российского производства повышенной проходимости, оборудованные для тяжелых условий эксплуатации и улучшенными показателями эффективной работы.





Анна Коцарь, менеджер по брендингу и PR ООО «Ивеко Руссия»

Как оцениваете результаты продаж 2012 г.?

Мы выполнили план по продажам, поставленный в начале года, хотя и не достигли максимально желаемых результатов. В первую очередь, этому помешало введение утилизационного сбора. Усиления здоровой конкуренции не произошло, зато импортеры столкнулись с дополнительными трудностями. Печально то, что утилизационный сбор, прежде всего, «ударил» по конечному потребителю, которому пришлось в конечном итоге уплачивать все сборы в виде увеличенной цены на автомобиль. Тем не менее, мы ожидаем постепенный и уверенный рост в 2013 г.

Какие модели оказались в наибольшем спросе?

В легком сегменте от 3 до 7 т большим спросом пользуется автомобиль Iveco Daily. Привлекательная цена и отличные технические характеристики автомобиля вызывают интерес не только у крупных компаний, но и у частных предпринимателей. Спрос на средний тоннаж в центральном регионе растет, и будет расти в связи с запретом транзита грузового транспорта по МКАД для автомобилей свыше 12 т. В связи с этим мы ожидаем повышение продаж средней гаммы — Eurocargo. Постоянное обновление парков магистральных тягачей дает стабильный спрос на тягачи Stralis. Наиболее популярная модель — бюджетный тягач AT440S43T/P RR с двигателем Сursor 10. В этом году Iveco представила для российский клиентов новый седельный тягач Stralis Hi-Way, получивший в 2012 г. на выставке IAA в Ганновере титул «Грузовик года 2013». В автомобиле воплощены все последние достижения и инновации конструкторов Iveco.

Самая знаковая сделка года?

В 2012 г. их было несколько. Прежде всего, это передача осенью первой партии автобусов Irisbus Magelys Pro (впервые поставленных в России) нашему ключевому клиенту компании «Автолайн». Кроме того, мы продолжаем развивать продажи газовой техники. Объемы продаж не столь велики на фоне общей статистики по всей гамме Iveco и не делают основную «кассу», но дают возможность нам оставаться одним из немногих производителей, готовых предложить полную гамму автомобилей не только на дизельном топливе, но и на метане. В этом году мы рассчитываем увеличить долю рынка среди европейских грузовиков в легкой и тяжелой гамме до 10%, а также удержать лидерскую позицию в средней гамме с долей более 50%.