Грузавтоинфо. Грузовой автотранспорт в деталях.

01.01.2013
12:25

Бизнес Отслеживать:

Знать и не допустить. Криминал на трассах


Виктор СТЕПАНОВ, фото автора
«Хищения грузов», «разбой», «грабежи на дорогах» — совсем недавно казалось, что эти страшные слова встречаются уже не в жизни, а лишь из уст персонажей криминальных сериалов.

Знать и не допустить. Криминал на трассах
Водитель должен знать номера всех служб экстренной помощи


Мы решили взглянуть на ситуацию глазами профессионалов, а помочь нам в этом любезно согласились руководитель транспортного отдела компании City Express Андрей Иванов и заместитель директора оперативного управления AsstrA Forwarding Николай Епихов.


«Но из кустов стреляют по колесам…»

Официальная статистика МВД свидетельствует, что на дорогах и трассах вне населенных пунктов в январе-августе текущего года совершено 101 разбойное нападение и 247 грабежей, что свидетельствует об увеличении количества этих преступлений, по сравнению с прошлым годом, соответственно, на 3,8% и 2,4%. Впрочем, какая доля этих преступлений затронула автоперевозчиков, статистика МВД не сообщает, а нам остается только догадываться.

Между тем, заместитель директора оперативного управления AsstrA Forwarding Николай Епихов считает, что повышенное внимание, которое уделяется в последнее время теме дорожного криминала, в частности, хищениям грузов, абсолютно оправдано. По его словам, раз за разом «сводки с дорог» доносят информацию о новом случае разбоя или грабежа, в результате которого весь груз или его часть достаются преступникам. При этом еще хорошо, если в результате преступного деяния не наносится вред транспортному средству и, главное, здоровью водителя.

По крайней мере, как вспоминает Андрей Иванов, автомобилям его компании и колеса прокалывали, и даже стреляли по ним — вероятно, для того, чтобы во время замены колеса похитить автомобиль, часть груза или деньги.

Причем опыт перевозок компании показывает, что мошенников и бандитов больше привлекают моногрузы, нежели сборные. Это несколько облегчает участь компании City Express, которая как раз специализируется на перевозке сборных грузов на расстояние не более 1000 км, однако не избавляет от проблем полностью. «И на нас есть охотники из криминала, и не только», — признает Андрей.

Были также в практике компании несколько случаев, когда похищали сумки с деньгами и документами водителей. Правда, перевозившийся груз не пострадал ни разу, и в компании объясняют это надлежащими мерами предосторожности, речь о которых пойдет ниже.


«Благополучная» Европа?

Николай Епихов называет ошибочными представления, в соответствии с которыми такие неприятности случаются только лишь на территории России и сопредельных стран (СНГ, Восточная Европа, Средняя Азия), и что, к примеру, для более благополучной Европы преступления на дороге — что-то очень редкое или вообще «из ряда вон выходящее».

«Да, логистическая инфраструктура ЕС лучше готова к защите водителя и его груза, благодаря более высокой плотности размещения охраняемых стоянок. Кроме того, на западе континента нет зон, где на долгие километры не найти опорных пунктов правоохранительных органов. Да и фактов, когда правоохранители на местах «срастаются» с криминалитетом, в Европе фиксируется меньше», — отмечает Николай Епихов.

Конечно, все это важно, но, тем не менее, все это не гарантирует дорогам полную безопасность. Подтверждением этого являются ассоциации, которые функционируют с целью обмена информацией о произошедших случаях хищении грузов. Крупные отечественные автоперевозчики, которые входят в подобные объединения, регулярно оповещаются о преступных злодеяниях на дорогах Франции, Германии, Испании, Великобритании и других европейских стран.

Знать и не допустить. Криминал на трассах

Эти слова одного из руководителей AsstrA Forwarding подтверждаются имеющимися статистическими данными. Согласно распространенным компанией TimoCom данным исследования, которое проводилось в 2007 г. голландской консалтинговой фирмой NEA по поручению Европейского Парламента, кражи грузов в ЕС становятся причиной убытков в размере более чем 8 млрд евро в год.

Причем, согласно данным МСАТ, на протяжении предшествовавших этому исследованию пяти лет (2001-2005 гг.) количество нападений на водителей с применением силы неуклонно возрастало. Чаще всего, как отмечают в МСАТ, на водителей нападают на стоянках, с целью кражи груза и/или транспортного средства (62,6%), и/или личного имущества (43,28%), и/или документов (15%). Всего за эти пять лет нападениям в Европе подверглись 17% водителей, или каждый шестой, а общее количество нападений выросло на 30%.


Правила AsstrA Forwarding

У каждой компании, продолжительное время удерживающейся на рынке, накопился свой арсенал средств, позволяющий если не совсем устранить проблему «дорожного» криминала», то хотя бы минимизировать его последствия для бизнеса.

Часть перевозчиков, подобно одному из крупнейших перевозчиков Уральского региона ОАО «Лорри», научились, как утверждает заместитель генерального директора по стратегическому развитию этой компании Александр Трахтенберг, «убирать те малости», которые все же могут встречаться в их деятельности, с помощью страховки.

Знать и не допустить. Криминал на трассах

Среди рецептов AsstrA Forwarding, которые хоть и не гарантируют полную безопасность, но существенно способствуют ее повышению, Николай Епихов называет следующие:

• планирование маршрута таким образом, чтобы исключить наиболее опасные зоны (даже если потребуется увеличить расстояние, которое должно пройти транспортное средство);

• планирование маршрута таким образом, чтобы стоянки совершались в рамках специальных охраняемых территорий;

• обучение водительского состава поведению, которое позволяет избежать опасных ситуаций, а также порядку действий в случае возникновения таковых;

• кооперация при осуществлении перевозок, особенно при движении по странам, где риск ограбления более высок;

• сохранение конфиденциальности перевозки, особенно если речь идет о перевозке ценных (дорогих) грузов;

• конвойное сопровождение, если того требует маршрут или характер груза.

Все названные пункты (Николай Епихов предлагает называть их «правилами») достаточно просты и могут потребовать лишь немного дополнительного времени и/или небольших расходов. Казалось бы, ничто не мешает перевозчику, соблюдая эти правила, оставлять преступникам минимальные шансы на совершение удачного злодеяния.


Экономия за счет… безопасности

«Однако, как ни странно, препятствием в этом может служить… грузовладелец. Нет, конечно, сам он абсолютно не заинтересован в том, чтобы ставить свой груз под угрозу. Происходит это подсознательно. Все дело в том, что большинство грузовладельцев (грузоотправителей), выбирая транспортного партнера на реализацию ближайшей перевозки, опираются на два параметра — фрахт (ставка) и сроки (постановка транспортного средства под загрузку и планируемая дата выгрузки). Выбор происходит по логичному, казалось бы, пути — предпочтение отдается предложившему более низкую цену и оперативные сроки. Перевозчики, особенно небольшие, для которых каждый реальный заказчик — на вес золота, стремятся предложить самые лояльные условия. Используется каждая возможность сэкономить, в том числе за счет сокращения расходов (денежных, временных), позволяющих повысить безопасность перевозки», — отмечает Николай Епихов.

Знать и не допустить. Криминал на трассах
Очень часто нападают на водителей в очередях на пограничных переходах


Таким образом, по его словам, сам того не желая, грузовладелец стимулирует отказ от названных выше правил, как возможность выиграть в конкурентной борьбе. «Что можно было бы изменить в таком случае владельцу груза? Выбирать только крупных перевозчиков или не самые низкие ставки? Нет, конечно, сам по себе такой подход ничего не гарантирует. Просто критериев выбора подрядчика должно быть не два, а три, к срокам и цене должна добавиться безопасность. С четкими требованиями относительно учета этого критерия при организации перевозки. Тогда у перевозчиков отпадет возможность «демпинговать на риске», а у грузоотправителя будет более объективная картина, по тем предложениям, которые делают потенциальные партнеры», — резюмирует замдиректора оперативного управления AsstrA Forwarding.


Автоинспекция и криминал

Анализируя упоминавшиеся выше случаи из практики, в компании City Express разработали специальные инструкции для водителей. По словам Андрея Иванова, за их выполнением в компании строго следят: «Мы даже заносим инструкцию в служебное задание, водитель читает и ставит подпись об ознакомлении. Мы заботимся о сохранности грузов — а как же иначе? Каждый грузоотправитель считает свой груз ценным, да и как оценить, например, конверт с 30-ю ПТС на КАМАЗы, которые ждут документов на песчаном карьере на Северо-Западе России?»

Кроме того, все автомобили компании оснащены системой слежения и сигнализации. Маршруты разрабатываются с занесением абсолютно всех остановок, вплоть до АЗС и мест отдыха. При этом намеренно исключаются остановки в бедных районах, поскольку там велика вероятность хищения.

Знать и не допустить. Криминал на трассах
Идущий на обгон легковой автомобиль может означать опасность


Водителю запрещается кого-либо подвозить. В случае нештатной ситуации, как поломка или завал на дороге, он связывается с ответственным сотрудником. В штате компании есть люди, которые досконально знают местность: АЗС, мастерские, «мертвые зоны» связи. У водителя всегда под рукой номера всех служб экстренной помощи и запасные каналы связи. Наконец, в компании стараются не распространять информацию о характере груза, об этом знает лишь ограниченный круг лиц.

Между тем, руководитель транспортного отдела City Express делает особый акцент на недостаточной, по его мнению, помощи государства в борьбе с криминалом на дорогах:

«У нас есть с чем сравнить. Приведем пример — Украина: там автоинспекция не прячется в «хлебных» местах, а действительно патрулирует дороги. Наверное, пора и нашей инспекции вспомнить, что они, в первую очередь, помощники для водителя на дороге, а не «охотники за купюрами». И самое главное, на мой взгляд, — не нужно забывать, что бандитизм на дорогах — явление социальное».


КОММЕНТАРИИ:

Знать и не допустить. Криминал на трассахМихаил БАТЯГИН, руководитель ТК «Ивановская Транспортно-Экспедиционная компания АВТООЛИМП»

За все восемь лет работы нашей компании в сфере грузоперевозок, случаи хищения грузов на трассе случались редко. Но был один случай, когда наш водитель попутно вез из Ростова-на-Дону в Москву техническую установку компании «Билайн». И хотя сам груз был небольшой, но его все же поместили не в кабину, а в кузов автомобиля. Вечером водитель остановился для отдыха недалеко от автозаправочной станции, а ночью грабители развязали тент и украли установку. Через три месяца сотрудники МВД нашли украденную установку, а воры понесли наказание.
Надо отметить, что предотвращение подобных случаев возможно лишь благодаря четкой бдительности и страховке. В нашей компании это обсуждается с водителями, и мы советуем им останавливаться для отдыха только на оплачиваемых охраняемых стоянках, оборудованных камерами наблюдения. В противном случае гарантии сохранности груза дать невозможно.


Знать и не допустить. Криминал на трассахТатьяна СОЛОВЬЕВА, начальник отдела страхования грузоперевозок ОАО «Страховая компания ГАЙДЕ»

За многолетнее время работы нашей компании, нам приходилось сталкиваться с различными случаями хищения грузов путем кражи, разбойного нападения, мошенничества.
Последний случай хищения груза — аппараты УЗИ, перевозимые из Москвы в Санкт-Петербург, произошел в декабре 2011 г.
в Тверской области. Спустя шесть месяцев, данный груз был обнаружен на территории Чеченской Республики.
Груз специфический, в нем была запрограммирована демонстрационная версия.
По истечению срока ее действия, аппараты утратили свое функциональное назначение, следствием чего, явилось обращение лица, приобретавшего данные аппараты, в правоохранительные органы. Пожалуй, в нашей практике, это единственный случай обнаружения похищенного груза.
Хотелось бы посоветовать транспортным компаниям, по возможности, сократить количество посредников между заказчиком и непосредственным перевозчиком. Для обеспечения безопасности в доставки грузов, проводить тщательный отбор водителей, осуществляющих перевозку. При использовании привлеченного транспорта, пользоваться услугами проверенных фирм. При отборе собственных водителей учитывать их опыт работы в сфере перевозок
и уровень квалификации.
Выпускать в рейс транспортные средства в исправном состоянии, чтобы исключить вынужденные остановки водителей для предотвращения мелкого ремонта в пути следования.


Знать и не допустить. Криминал на трассахВладимир ШНИТКО, начальник отдела продаж транспортной компании «Грузовое Путешествие»

В нашей практике нам довелось только один раз столкнуться с хищением части груза. Надеемся, что этот случай стал последним. Несколько лет назад одной из наших машин прорезали тент и украли один из тубусов с электроникой. Случай, конечно, неприятный, но не ставший фатальным, так как все наши грузы страхуются в обязательном порядке. К сожалению, розыскные мероприятия не принесли успеха. Спустя 2,5 года после случая хищения с нашей компанией связалась следователь, ведущая дело, и предложила приехать в Новгород для закрытия дела.
Основная мера защиты наших клиентов — это обязательное страхование грузов. Причем в случае, если оценочная стоимость груза не превышает 100 000 рублей, мы страхуем его за свой счет. Ну и, конечно, тщательный подбор и контроль наших водителей-экспедиторов. На все наши машины установлены GSM модули, позволяющие в реальном времени отслеживать местонахождение перевозимых грузов.
Оцените статью:
17.12.2012, 10:58
4 911
0

Материалы по теме

Обсуждение

У этой статьи еще нет комментариев, если Вы хотите оставить свой отзыв, нажмите на кнопку ниже.
Добавить свой комментарий

Рекомендуем

Номер журнала за июнь:


Смотреть обложку

Опрос

Нужны ли выделенные линии для общественного транспорта?


 

Блог главреда

Поморский дом есть событие бытия

Еще со школьных времен я путал Поморье и Приморье, так как мои представления об этих регионах...

Соцсети