Грузавтоинфо. Грузовой автотранспорт в деталях.

01.01.2013
12:25
ИВЕКО АКТ

Бизнес Отслеживать:

Противостояние перевозчиков


Елена БУДРИНА, д-р экон. наук, профессор, заведующая кафедрой Экономики и менеджмента на транспорте ИНЖЭКОН, фото Антона МИХАЙЛОВА
«Размер имеет значение» — утверждение, известное всем. Если дело касается подбора одежды или выбора калибра снаряда, то это, безусловно, так. А если речь идет о выборе перевозчика? Кто «делает погоду» на рынке — крупные компании с огромным парком и унифицированным подходом к делу или небольшие «фирмочки», у которых «семь пятниц на неделе»? Попробуем разобраться.


Одним из главных вопросов современной экономики автомобильного транспорта как отрасли является удержание оптимального соотношения малого и среднего бизнеса. Как известно, малые предприятия признаются во всем мире «локомотивом» экономического прогресса, и в нашей стране в период перестройки их решили использовать как источник прогресса и развития рыночного движения. Собственно говоря, результаты приватизации на автомобильном транспорте уже к 2002 г. подтвердили положительное влияние приватизации на валовой внутренний продукт. После начального крутого падения этот показатель в 2000-2004 гг. стабилизировался, однако общая ситуация в стране в дальнейшем провоцировала его падение, и только 2005-2007 гг. стали периодом нового роста.

Ужесточающаяся конкуренция, необходимость снижения тарифов и цен на услуги, высокая налоговая нагрузка и общее состояние экономики страны тогда не способствовали укреплению молодого рынка автотранспортных услуг. Основными игроками стали малые предприятия (доля крупных предприятий с 2000 г. и до настоящего времени не поднималась более 1,8% от всего количества игроков рынка).

Парк транспортных средств отрасли тоже смог адаптироваться к тенденциям рынка: в 2000-2008 гг. в международных перевозках в основном преобладала потребность в большегрузных автомобилях, в то время как городские и междугородние перевозки требовали парка малотоннажного, приспособленного для перевозки небольших партий коммерческих грузов. Это способствовало деградации в парке автомобилей средней грузоподъемности и предопределило еще большее дробление малых предприятий, в связи с чем по объемам деятельности стали выделять даже микропредприятия.

Для сложившегося и функционирующего в России рынка транспортных услуг того времени были характерны: сформировавшаяся рыночная среда, новая система хозяйственных связей между участниками рынка, индивидуализация их целей и интересов, относительная стабильность динамики конъюнктуры, расширение ассортимента транспортных услуг, усиление конкуренции и самоорганизации.

Данные различных источников, в том числе международных, сравнения, проведенные Росстатом, показали, что в силу многих причин доля автомобильного транспорта в общем грузообороте в РФ составляет 4,4% в 2008 г., 4,1% в 2009 г., что значительно меньше по сравнению с такими странами, как США (31,8%), Франция (74,9%), Великобритания (82,3%), Польша (59,7%), Болгария (15,9%) и пр.

Рост автомобильных перевозок и развитие транспортной инфраструктуры рассматриваемых стран соответствует росту и общему развитию их национальных экономик, связанному с повышением финансовых показателей ВВП, интенсивности торговых операций, сервисных услуг и пр. При этом автомобильный транспорт используется в основном на небольших расстояниях, а при отсутствии критичности величин себестоимости доставки — и на дальних, в т.ч. международных перевозках.

Динамика объема перевозок

грузов автомобильным транспортом в Ленинградской области и Санкт-Петербурге в млн т подтверждает, что стабилизации на рынке транспортных услуг нет, что не только не способствует развитию рынка и приросту перевозчиков, но вызывает обратную тенденцию — в 2009-2011 гг. количество малых предприятий сократилось на 18%, а крупных — на 41%. Причинами такого падения объемов перевозок стали уменьшение объемов грузов и увеличение среднего расстояния их перевозки — требования, которые не могут обеспечить малые предприятия в силу особенностей парка, и к которым совершено не готовы крупные предприятия. Выход один — возрождение в парке группы автомобилей средней тоннажности, обеспечивающих оба эти условия.

В соответствии с законодательными требованиями все предприятия делятся на три группы: малые (до 50 работающих — на транспорте до 100), средние (от 50 (100) до 500 (реже до 300)), крупные (свыше 500 работающих). При отнесении предприятия к одной из групп используются следующие показатели — численность работающих, объем реализации услуг, стоимость основных производственных фондов.


Автотранспортные предприятия с позиции их специализации на рынке и отдельных его сегментах принято делить на предприятия транспорта общего пользования для внутренних перевозок (по территории РФ, внутри региона, междугородние перевозки); предприятия транспорта общего пользования для осуществления международных перевозок, предприятия, имеющие ведомственный транспорт.

Описанные выше законодательные требования к предприятиям для отнесения их к различным группам определяют именно ту структуру рынка транспортных услуг, которая свидетельствует о размывании крупного бизнеса и превалировании малого. У этой проблемы есть две стороны: первая — крупный перевозчик придерживается стратегии масштаба и специализации/унификации и обеспечивает высокие стандарты качества сервиса; мелкий — демпингует, перевозит все и куда угодно — однако не гарантирует качества доставки и даже зачастую потери груза. Хорошо ли это для развития отраслевого рынка? Однозначно ответить нельзя, т.к. и в среде малых перевозчиков есть ответственные и лояльные клиенту предприятия; и крупные перевозчики могут подвести.

Но вернемся к главному вопросу: кто победит на рынке — крупные или мелкие перевозчики? Практика дала ответ на этот вопрос — структура рынка будет определяться потребностями и развитостью экономики. До тех пор, пока экономика будет ориентирована на торговлю, а не на производство в больших масштабах, на рынке будет властвовать малый бизнес, как соответствующий структуре потребностей в малых нерегулярных доставках. Развитие крупного производства предопределяет рост масштабов крупного транспортного бизнеса.

Малое предпринимательство — неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников, и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Для экономики России малое предпринимательство на автомобильном транспорте обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности.

По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности общества. Поскольку в уставном капитале малых предприятий доля государства не может превышать 25%, они не могут быть созданы в форме государственных и муниципальных предприятий, они являются «стартером» для запуска динамики рынка и поддержания его в периоды спада.

Статистика свидетельствует о том, что малое предпринимательство стало заметным явлением в экономике России. Сегодня в стране работает более 1 млн малых предприятий с численностью постоянно занятых работников свыше 6 млн человек, зарегистрировано свыше 4 млн предпринимателей, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. С учетом работающих по договорам и по совместительству, а также предпринимателей, работающих без образования юридического лица, в малом предпринимательстве занято около 14 млн человек. Доля малых предприятий транспорта в обороте малого бизнеса в России в целом составляет 3,2%.

Количество микропредприятий численностью до 15 человек в Ленинградской области и Санкт-Петербурге превышает в 10 раз число предприятий малого бизнеса. Доля микропредприятий транспорта в структуре микропредприятий составляет: в Ленинградской области — 8,4%, по Санкт-Петербургу — 7%.

В Ленинградской области в 2011 г. осуществляло деятельность в сфере транспорта 8,5% всех малых предприятий, малые предприятия транспорта Санкт-Петербурга составили 6,3% в отраслевой структуре малого бизнеса.

Развитие взаимоотношений участников рынка транспортных услуг в России на уровне предприятия часто носит стихийный характер, а результаты его деятельности в значительной мере определяются вероятностными факторами. Баланс оценок основных показателей работы автотранспортных предприятий на 2010-2011 гг. свидетельствует о постоянном снижении спроса на внутренние грузовые перевозки в 2010 и начале 2011 г.

Подведем итог: общая тенденция последнего времени — сворачивание малого бизнеса в силу отсутствия влияния факторов, его поддерживающих, но та же тенденция характерна и для крупных автотранспортных предприятий. Рынок автотранспортных перевозочных услуг в настоящее время сворачивается, и на этом рынке появляются абсолютно новые игроки, «схватившие» тенденцию рынка и быстро к ней адаптировавшиеся.

Кто же победит? Крупный или мелкий бизнес? Приоритет всегда будет за одной или другой стороной, но его закладывает государственная политика и общее состояние экономики. Существование олигополии или монополии на этом рынке невозможно, слишком велики пространства, которые должны будут контролировать крупные игроки. В разных условиях соседство или партнерство крупного и мелкого бизнеса в этой сфере всегда будет находиться в колебаниях под давлением среды.

Противостояние перевозчиков
Оцените статью:
22.06.2012, 14:00
5 902
0

Материалы по теме

Обсуждение

У этой статьи еще нет комментариев, если Вы хотите оставить свой отзыв, нажмите на кнопку ниже.
Добавить свой комментарий

Рекомендуем

Dongfeng KX 4x2

Новый седельный тягач Dongfeng KX 4x2 Новое поколение грузовиков, предназначенных для осуществления магистральных перемещений тяжелых и габаритных грузов. Флагманский тягач имеет улучшенную ...

Dongfeng KX 6x4

Новое поколение грузовиков, предназначенных для осуществления магистральных перемещений тяжелых и габаритных грузов. Флагманский тягач имеет улучшенную конструкцию и оригинальный дизайн. Под капотом ...

DongFeng GX 6x4

Седельный тягач Dongfeng DFH 4180 с колесной формулой 6 х 4 комплектуется силовым агрегатом Cummins мощностью 520 л.с. и 12-ступенчатой коробкой передач ZF. Автомобиль специально адаптирован к ...

DongFeng DFH 4180 4x2

Новый седельный тягач DongFeng от официального дилера ИВ-Сервис! ДОСТУПЕН ТЕСТ-ДРАЙВ Покупка в ИВ-Сервис это: ✅ Продажа в лизинг – выгодные условия от лизинговых партнеров. Работаем со всеми ...
Номер журнала за июнь:


Смотреть обложку

Опрос

Нужны ли выделенные линии для общественного транспорта?


 

Блог главреда

Поморский дом есть событие бытия

Еще со школьных времен я путал Поморье и Приморье, так как мои представления об этих регионах...

Реклама