Грузавтоинфо. Грузовой автотранспорт в деталях.

01.01.2013
12:25
ИВЕКО АКТ

Бизнес Отслеживать:

Триединство таможни. Плюсы и минусы


Евгения РУДАШЕВСКАЯ
С 1 июля 2011 г. таможенный контроль был перенесен на внешние границы Таможенного союза, в который входят Россия, Белоруссия и Казахстан. Что изменилось для участников ВЭД, для таможенных брокеров, чем и кому выгоден перенос таможенных границ?


Нерешенные вопросы

Создание блока из трех стран с таможенным контролем по его периметру несет в себе как преимущества для стран-участниц, так и некоторые сложности. С российской точки зрения, к затруднительным моментам можно отнести, к примеру, возможность контролировать импорт товаров не на своей границе. Существование теневых грузопотоков никто не отрицает, и перенос таможенного оформления на внешние границы Таможенного союза, разумеется, вызывает некоторые опасения у российских контролирующих органов. Впрочем, по заверениям руководителя Федеральной таможенной службы России Андрея Бельянинова, для устранения каких-либо неурядиц предполагается присутствие специалистов российской таможни на белорусском и казахстанском участках границ Таможенного союза.

Второй вопрос, не урегулированный до сих пор, — это наличие списка товаров, таможенные тарифы по которым, к примеру, в Казахстане, ниже, чем в России. К 1 июля 2011 г. пошлины на 88 наименований все еще сильно отличаются от ставок Единого таможенного тарифа. При поставке товаров из этого списка в Россию, таможенные пошлины придется доплачивать. Одна из задач пограничников, оставшихся на российско-казахстанской границе, как раз-таки контролировать поставки товаров данной группы. При выявлении разницы в таможенных пошлинах пограничниками оформляется транзит до места окончательной растаможки, где получатель должен будет доплатить разницу.

Есть существенные расхождения и в налоговых ставках, особенно между Россией и Казахстаном. К примеру, ставка НДС в России составляет 18%, а в Казахстане – 12%. Подоходный налог с физических лиц в России — 13%, а в Казахстане — 10%. Налог на прибыль в России составляет 20%, а в Казахстане — 15%. В связи с этим имеются вполне обоснованные опасения, что российские производства переместятся на территорию Казахстана, где налоговый климат значительно мягче. Ко всему прочему, в случае, когда казахстанская компания закупает товар в третьих странах, оформляет его по казахстанским ставкам НДС. Далее товар доставляется Россию, где конечным получателем оплачивается НДС, при этом данная ставка казахстанской компании возмещается.

Хоргос – свободная экономическая зона

Беспрепятственной работе Таможенного союза в ближайшем будущем может помешать и совместный китайско-казахстанский центр приграничного сотрудничества «Хоргос». Основные затруднения российской стороны Таможенного союза после активации работы данного проекта могут возникнуть в связи присутствием на территории «Хоргоса» беспошлинной торговли. Каким образом этот вопрос будет урегулирован при поставках товаров из этой свободной экономической зоны в Россию пока неизвестно.

Товары, купленные в «Хоргосе», не облагаясь пошлинами, смогут попадать в Казахстан, а оттуда, так же без таможенных ставок, — в Россию. Простой пример. Допустим казахская компания открывает там завод, на котором к уже готовому китайскому товару (например, мягкие игрушки) добавляют какую-нибудь совсем простую операцию (пришивают бирку или ногу плюшевому медведю). Товар, получается, произведен в данной зоне, поэтому никаких пошлин наш союз не получит, а получат владельцы этой зоны (читай Китай и Казахстан), причем Китай, помимо этого, еще и оптимизирует таким образом таможенные пошлины, загружает свою промышленность (товар-то на 95% уже произведен в Китае). Проект был разработан еще до образования Таможенного союза, поэтому Казахстан не согласился отказаться от этих планов.

Положительные следствия

Уже сейчас очевидным плюсом создания Таможенного союза для логистических компаний является скорость доставки. К примеру, перевозка сборных грузов из Китая осуществляется именно через Казахстан. Этот маршрут – в определенном смысле «золотая середина» между долгим морским путем, занимающим 1,5 — 2 месяца (две — три недели в случае доставки автотранспортом через Казахстан), и дорогой авиадоставкой (при использовании автомашин транспортная ставка, по сравнению с авиаперевозкой, снижается как минимум в два раза). В этом ракурсе отмена таможенной границы между Россией и Казахстаном значительно упрощает подобные поставки.

Любые модификации в таможенном оформлении, тем более такие масштабные, как работа Таможенного союза и перенос таможенного оформления на его внешние границы, вносят изменения в привычные технологии транспортных компаний, открывают новые возможности и маршруты. К примеру, прохождение таможенного оформления на казахстанской таможне для импортера сегодня удобнее — риск корректировки таможенной стоимости там значительно ниже, чем в России. И, если реализовать сервис по оказанию брокерских услуг на территории Казахстана прямо сейчас, вполне возможно получить от этого определенные выгоды по наращиванию клиентской базы. С другой стороны, данная ситуация не продлится долго — в итоге и ставки, и риски придут к общему знаменателю. В связи с этим серьезные компании не форсируют это направление, а медленно, но верно оценивают возможные преимущества и недостатки, и не спешат разбрасываться капиталом.


Надежды

Возможно, кому-то покажется, что статья сильно ориентирована на импорт притом, что довольно значительную роль для нашего бюджета играют и экспортные пошлины (это является темой для отдельной статьи, учитывая сырьевую направленность экспорта). Наша экономика импортно-ориентированая. Причем доля импорта растет год от года. Мы невольно являемся участниками процесса по импортозамещению российских товаров вследствие их неконкурентоспособности. Хочется верить, что Таможенный Союз даст импульс развитию внутренних экономик, и мы будем участниками процесса по экспорту качественного, уже союзного товара с высокой добавочной стоимостью. «Кто первым встал, того и тапки» – как нельзя более емко отражает суть данного процесса для тех, кто занимается внешнеэкономической деятельностью. Однако, иногда лучше и просто выспаться, но ни в коем случае не проспать, дабы сберечь силы, надеть кроссовки и занять лидирующую позицию относительно того, кто бежит в тапках.

По материалам ventalife.ru


КОММЕНТАРИИ:

Михаил Левченко, директор по развитию бизнеса ОАО «Совинтеравтосервис»:
В налоговых, законодательных, таможенных вопросах — плюсы очевидны уже сейчас. Товарооборот между Россией, Казахстаном, Белоруссией увеличится. Экономические отношения будут постепенно развиваться и крепнуть.
Созданный таможенный союз выгоден прежде всего производителям, поскольку существенно расширяет территорию потенциального потребительского рынка. И для нас, как логистического оператора, который работает не только на внутреннем, но и внешнем рынке — это новые перспективы развития бизнеса.
Конечно, на первых порах приходится мириться с некоторыми сложностями и трудностями, такими как несовершенная организация процессов и бюрократические проволочки, но надеемся что это временное явление, которое свойственно любому новому масштабному процессу.

Николай Чернецовский, исполнительный директор ГК «Вента»:
Очень часто проходит информация, что с учетом преференций, которые дал Таможенный Союз, перевозчики уже везут существенные грузопотоки. Что экономия для заказчика значительная, что все вопросы решены, нужно только наполнять эту схему товаром, пока эту нишу не заняли конкуренты. Однако когда мы провели свой анализ ставок, структуры поставок, клиентской базы, пришли к выводу цифры завышаются в разы с целью пустить пыль в глаза и показать свою значимость. Поэтому хочу предостеречь и дать совет – если Вам предлагают данный маршрут с целью оптимизации таможенной и логистической составляющей, обязательно нужно убедиться в серьезности брокера или экспедитора, а также попросить привести пример уже реализованной поставки с конкретными цифрами, подтвержденными документально.
Оцените статью:
3.10.2011, 17:43
7 830
0

Материалы по теме

Обсуждение

У этой статьи еще нет комментариев, если Вы хотите оставить свой отзыв, нажмите на кнопку ниже.
Добавить свой комментарий

Рекомендуем

Dongfeng KX 4x2

Новый седельный тягач Dongfeng KX 4x2 Новое поколение грузовиков, предназначенных для осуществления магистральных перемещений тяжелых и габаритных грузов. Флагманский тягач имеет улучшенную ...

Dongfeng KX 6x4

Новое поколение грузовиков, предназначенных для осуществления магистральных перемещений тяжелых и габаритных грузов. Флагманский тягач имеет улучшенную конструкцию и оригинальный дизайн. Под капотом ...

DongFeng GX 6x4

Седельный тягач Dongfeng DFH 4180 с колесной формулой 6 х 4 комплектуется силовым агрегатом Cummins мощностью 520 л.с. и 12-ступенчатой коробкой передач ZF. Автомобиль специально адаптирован к ...

DongFeng DFH 4180 4x2

Новый седельный тягач DongFeng от официального дилера ИВ-Сервис! ДОСТУПЕН ТЕСТ-ДРАЙВ Покупка в ИВ-Сервис это: ✅ Продажа в лизинг – выгодные условия от лизинговых партнеров. Работаем со всеми ...
Номер журнала за июнь:


Смотреть обложку

Опрос

Нужны ли выделенные линии для общественного транспорта?


 

Блог главреда

Поморский дом есть событие бытия

Еще со школьных времен я путал Поморье и Приморье, так как мои представления об этих регионах...

Реклама